Они всем мешают. При встрече с ними мы отводим взгляд, задерживаем дыхание, ускоряем шаг. Они предпочитают жить в центре столицы, у всех на виду – скверы, вокзалы, подъезды жилых домов. Департамент соцзащиты населения города Москвы ищет способы решения нелёгкой задачи социальной реабилитации бездомных.
Столичный люмпен: кто он?
Первый шаг – доскональное изучение проблемы. В социологическом опросе, организованном Департаментом социальной защиты, приняли участие около 700 лиц без определённого места жительства. Как рассказал заместитель главы ведомства Андрей Бесштанько, средний возраст московских бездомных – от 20 до 45 лет, причём контингент медленно, но верно молодеет. Почти на четверть армия бомжей состоит из граждан предпенсионного и пенсионного возраста, но из них на улице живут лишь 6–7%, остальные находятся в центрах социальной реабилитации. Подавляющее большинство бездомных – мужчины (82%), но в последнее время число попрошаек женского пола постепенно увеличивается. Чуть больше половины обездоленных имеют родителей, братьев или сестёр (из них 50% поддерживают родственные связи), остальные «вращаются» вне семейной орбиты.
Как ни странно, почти никому из опрошенных не нужна московская прописка. «Почти 20% респондентов испытывают необходимость в питании, ночлеге, стирке и санитарной обработке; деньги в числе первоочередных нужд упомянули 3% бездомных, а прописку – меньше 1%», – привёл статистические данные заместитель руководителя департамента. Среди источников существования обитатели столичных улиц назвали попрошайничество, временную работу на рынках и сбор вторсырья.
Путёвка в жизнь
В настоящее время в Москве функционируют два центра социальной адаптации с семью территориальными отделениями для ночного пребывания бродяг на 1477 койко-мест. Безусловно, осенью и зимой все ночлежки переполнены: только во время переписи населения 2010 года на улицах было зарегистрировано около 267 тысяч бездомных; их ряды неизменно пополняют гости столицы. По результатам опроса 22% бомжей являются москвичами и жителями области, 58% приехали из регионов России, остальные 20% – из стран СНГ.
Если раньше власти занимались в основном спасением жизни граждан, не имеющих крыши над головой (с 2002 года смертность бездомных удалось снизить в 12 раз), то сегодня главной является задача возвращения их к нормальной жизни. Попасть в социальные учреждения можно только добровольно и вне зависимости от прежнего места жительства и наличия удостоверения личности. Каждый бомж, согласный отказаться от улицы, заключает договор о социальной реабилитации. В таких случаях в учреждениях организуется индивидуальная работа по двум направлениям: с бывшими москвичами (трудоустройство с арендой жилья или оформление в дома-интернаты) и с иногородними (восстановление социальных связей и отправка к прежнему месту жительства). Инвалиды и граждане пенсионного возраста, которым необходим посторонний уход, находятся в социальных учреждениях до их окончательного жизнеустройства.
В 2013 году в столичных центрах социальной адаптации получили помощь более 12 тысяч человек. Однако, по словам Андрея Бесштанько, лишь 10% из них заключили соглашения о ресоциализации. «К сожалению, число людей, готовых кардинально изменить жизненный вектор, не увеличивается. Только 30% бездомных, принявших участие в опросе, желают работать, причём этот показатель идёт на снижение, а 20% респондентов ничего не хотят менять. Здесь очень важны взаимодействие с общественными организациями, которые занимаются адаптацией бомжей, а также более активная работа с населением и органами местной власти: необходимо осмыслить причины возникновения бездомности в нашей стране», – считает чиновник.
Скорая социальная помощь
В октябре 2009 года в структуре Центра социальной адаптации «Люблино» был создан «Социальный патруль» – круглосуточная мобильная служба помощи бездомным. Сегодня в его арсенале 30 автомобилей с бригадами водителей, социальных работников и фельдшеров. Кроме того, пять автобусов постоянно дежурят на привокзальных территориях, их используют как пункты срочной социальной помощи, а с наступлением холодов – как дополнительные пункты обогрева. Деятельность бригад координируют диспетчеры, которым круглосуточно можно сообщить о местонахождении бродяг по телефону 8 (499) 357-01-80.
Специально для работы с лицами без определённого места жительства создана специализированная народная дружина по социальной безопасности, а в подземке совместно с сотрудниками УВД на Московском метрополитене ежедневно дежурят пешие бригады «Социального патруля». Их стараниями в 2013 году в метро и на прилегающих территориях было обнаружено 6946 бродяг.
В задачи патрульных бригад входит выезд по адресам, поступившим в единую диспетчерскую; выявление бездомных граждан и оказание им первой доврачебной помощи на месте; срочная социальная помощь (одежда, обувь, продукты быстрого приготовления); опрос и анкетирование бродяг и бездомных; социально-правовые консультации; содействие в розыске лиц, пропавших без вести. Примечательно, что среди работников мобильной службы «Социальный патруль» 17 человек являются бывшими бомжами, которые прошли полный курс реабилитации в центрах социальной адаптации.
Ежегодно на различные мероприятия по оказанию помощи асоциальным гражданам из городского бюджета выделяется 125–130 млн. рублей.
Мой адрес – не дом, а улица…
Знаете, когда бездомные оказываются в «точке невозврата»? Со слов Андрея Бесштанько, это случается к концу первого года уличного существования, после чего крайне сложно бывает вернуть их к нормальной жизни. Приходится искать более действенные способы. Заместитель руководителя столичного Департамента социальной защиты населения рассказал о проекте Федерального закона «Об ограничении бродяжничества, социальной поддержке бездомных граждан и ресоциализации лиц, занимающихся бродяжничеством», который предусматривает административную ответственность для лиц без определённого места жительства за отсутствие регистрации. Речь идёт о создании специальных учреждений, куда станут принудительно помещать граждан, которые отказались получить документ, удостоверяющий личность, или пройти обязательный медицинский осмотр. Похожая практика существовала в бывшем СССР, таким же образом в наши дни борются с бомжами в Белоруссии. Срок наказания будет варьироваться от двух месяцев до одного года. Введение административной ответственности даст органам соцзащиты дополнительные правовые возможности для того, чтобы направить бездомных на путь исправления.
«Обязательная регистрация коснётся не всех бездомных, а только тех, которые систематически занимаются бродяжничеством, – подчеркнул Андрей Бесштанько. – Здесь краеугольным камнем является само понятие бродяжничества. В проекте закона оно определено как «совокупность действий (бездействий) физических лиц, нарушающих права иных граждан на благоприятную санитарно-эпидемиологическую обстановку, охрану здоровья, противоречащих понятиям общественной нравственности, выражающихся в проживании данных лиц в разных местах вне жилого помещения и без определённых занятий, сопровождающихся нахождением в общественных местах в состоянии, оскорбляющем человеческое достоинство и противоречащем требованиям личной гигиены».
После доработки законопроект будет направлен в Мосгордуму и, если столичный парламент его одобрит, внесён в Государственную Думу Российской Федерации.