В конце 80-х – начале 90-х офицеры, служившие в Москве, военную форму носили только на работе, а домой ездили в штатском. Проходившие тогда срочную службу солдатики просили милостыню на улицах Москвы, им подавали хлеб, сигареты... Это как раз то страшное для армии и страны время, когда главный герой «Неба» получал военное образование.
Александр Бухаров, сыгравший начальника училища, отлично передал настроения офицерства 90-х: отчаяние, растерянность, бешенство, а также презрение, ненависть к тем, кто разрушил страну и пытался разрушить армию.
Я очень боялся, что увижу пропагандистскую вампуку, тем более что на самом верху было сказано, что фильм хороший и в армии его надо показать каждому солдату. Да, покажут не один раз, а для верности два или три раза. И правильно сделают. Многомиллионная зрительская аудитория ленте обеспечена. И в этом я ничего плохого не вижу. Потому что худшие опасения не оправдались.
За фильм не стыдно.
Но у него своя специфика. Он сделан для армии, в первую очередь для профессиональных военных и их семей – вот его целевая аудитория. Хорош Игорь Петренко в роли лётчика Сошникова, ему и всем военным в фильме от курсанта до министра обороны и Главнокомандующего, которого мы едва видим в глубине кадра, веришь. Что крайне важно, также вызывает доверие жена Сошникова (Мария Миронова), а в роли дочери пронзительно достоверна Глафира Копылова.
Но есть и претензии. И первая связана именно с аудиторией: подобных фильмов в странах-«партнёрах» делают много, и наших героических военных боевиков должно быть больше, и охват целевой аудитории должен быть шире. Это не только военные и их семьи, но и инфантильные поклонники Дани Милохина и та часть молодёжи, которая любит модных рэперов-пофигистов. В идеале надо зацепить и их тоже.
Понятно, что фильм основан на реальных фактах, с гибелью в Сирии подполковника Олега Пешкова, и с этим связаны определённые ограничения, но тут тот случай, что вполне возможно некое сгущение и обобщение. Во время военных действий в Сирии было много драматических, трагических и героических эпизодов. Впрочем, это на будущее.
Когда-то по поводу задачи, которая ставилась перед Театром Красной Армии, говорилось, что там нужно делать спектакли об армии и для армии. «Небо» эту задачу выполнило достойно.