Берлинале снова удивляет. В свой юбилей этот международный кинофестиваль, 70 лет подряд удерживающий высокую планку программ, занялся не пафосным подведением итогов, а решил устроить перезагрузку системы.
Прежнего директора фестиваля, Дитера Косслика, сменила новая интернациональная команда – Карло Шатриан, который работал на фестивале в Локарно, стал художественным руководителем Берлинале, а голландка Мариетте Риссенбек, германист, имеющая богатый опыт продвижения фильмов, отвечает за менеджмент и организационные вопросы.
Дитера Косслика критики любили упрекать за излишнюю политизацию фестиваля. На мой взгляд, это было не очень справедливо – Берлинале, рождённый в эпоху «холодной войны», вскоре после раздела Германии на Западную и Восточную, был политизированным изначально. Место и время рождения определили если не судьбу, то его характер – остро полемического форума, чуткого к конфликтам и противостояниям времени. Сегодняшний сюжет – тому подтверждение. Косслик ушёл. 70-й фестиваль ещё не успел начаться, но политический скандал уже тут как тут. Причём там, где его никто не ждал. Много лет подряд фестиваль вручал приз, названный именем первого директора Берлинского фестиваля Альфреда Бауэра. Это был один из почётных «Серебряных медведей». Но накануне 70-летнего юбилея появилась публикация Die Zeit, что Альфред Бауэр играл важную роль не только в создании Берлинале, но и в системе нацистской кинобюрократии. Как говорят англичане, у всех есть свои скелеты в шкафу. Но чтобы скелеты вываливались аккурат к юбилею, такое всё-таки не часто случается.
В результате было принято два решения. Одно – политическое: приз имени Альфреда Бауэра был отменён. Вместо него появится специальный приз – «Серебряный медведь – 70-е Берлинале», который будет присуждать жюри. Второе – академическое. Было решено заказать внешнюю независимую экспертизу об истории фестиваля в контексте деятельности Бауэра во времена нацизма. Экспертизу будет делать Институт современной истории (IfZ). Результаты исследования, которым займутся параллельно сразу несколько архивистов и историков кино, ожидают получить уже летом.
Что касается программ фестиваля, то тут тоже немало подвижек. На первый план в качестве поставленной задачи вышло представление разнообразного, независимого и смелого кино. Основной костяк программ сохранился. Но Карло Шатриан отказался от двух программ, популярных во времена Косслика: «Кулинарного кино», где гурманы и синефилы находили общий язык, и кино на грани антропологии, которое фокусировалось на показе жизни племён, мало затронутых цивилизацией. Вместо этих двух программ появилась амбициозная программа «Столкновения» (Encounters), которая должна стать площадкой для фильмов самых разных жанров и форм, представления независимых авторов со смелыми новаторскими идеями. Словом, это попытка расширить круг поисков героев, тем, авторов, языка будущего кино.
При том, что «Столкновения» – конкурсная программа, подчёркнуто, что она задумана как контрапункт и дополнение к основному конкурсу. Критики уже успели сравнить её с «Особым взглядом» в Канне. Насколько это сравнение точно, покажет время. Пока же в «Столкновениях» задействовано пятнадцать фильмов. Многие из них выглядят бескомпромиссными авторскими высказываниями. Например, лидер румынской новой волны Кристи Пую решился на трёхчасовую экранизацию философского трактата Владимира Соловьёва «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории». Александр Клюге, известный немецкий мэтр, режиссёр и критик, предложил свою версию мифа об Орфее и Эвридике, изменив гендерные роли героев. Иначе говоря, теперь Орфей – женщина, которая отправляется в подземное царство, чтобы вызволить любимого. Режиссёрский дуэт историка искусства С.В. Винтера и художника из Швеции Андерса Эдстрома предлагает зрителям восьмичасовой фильм «Труды и дни», который они снимали больше года в японской горной деревушке в районе Киото. Судя по всему, авторов вдохновляли «Георгики» Вергилия, но они предложили их японский вариант, рассказанный языком перформанса Тайоко Шиоджири (Tayoko Shiojiri). Зрителям обещают три перерыва во время фильма. Анимационный фильм Мариуса Вилчинского «Убей это и оставь этот город», над которым он работал одиннадцать лет, носит автобиографический характер. Воспоминания о детстве в Лодзи 1950–1960-х представлены в двух тональностях – детских рисунков и молодёжной готической субкультуры. На этом фоне черно-белая документальная сага Виктора Косаковского «Гунда», героями которой стали свинья, две коровы и одноногий цыплёнок-инвалид, выглядит просто классикой реализма, но – о братьях наших меньших.
Справедливости ради надо заметить, что не только «Столкновения», но и программа основного конкурса обещает смелые повороты. Так, одна из частей фильма Ильи Хржановского и Екатерины Эртель «Дау», а именно «Дау. Наташа», участвует в основном конкурсе. Русский след появляется неожиданно и в фильме Абеля Феррары «Сибирь», правда, Сибирь (снятая в Тироле) тут метафора внутреннего пространства героя, которого играет Уиллем Дефо. Похоже, география тут лишь предлог для сюрреалистического трипа.
Кроме Абеля Феррары, в конкурсе много фильмов от культовых режиссёров. Обладатель «Золотого льва» и «Серебряного медведя» Цай Мин-Лян привозит в Берлин свой новый фильм «Дни». Салли Поттер, чей фильм «Орландо» (1992) был номинирован на «Оскар», приезжает с фильмом «Дороги, которые мы не выбрали». Тот случай, когда в фильме заняты сплошь звёзды: Хавьер Бардем, Сальма Хайек, Эль Фаннинг… Классик корейского кино Хон Сан-су, чьё поэтическое кино сравнивают то с Эриком Ромером, то с Вуди Алленом, представит фильм «Женщина, которая бежала». Лидер нового «берлинского кино» Кристиан Петцольд представит фильм «Ундина». Посмотреть, как романтический миф оживёт в новом времени на экране, очень заманчиво. Хотя бы потому, что эстетика фильмов Петцольда ничего общего ни с романтикой, ни с костюмированными драмами никогда не имела.
А рядом с мэтрами Берлинале энергично вводит в конкурсную программу фильмы молодых: американки Элизы Хиттман, двух братьев Фабио и Дамиано Д’Инносенцо, режиссёра из Германии Бурхан Курбани (он рискнул экранизовать роман «Берлин. Александерплатц» после Фассбиндера)…
Жюри основного конкурса возглавил Джереми Айронс. В его команде оказались актриса Беренис Бежо (та самая, которая получила «Золотую пальмовую ветвь» в Канне за роль в фильме Асгхара Фархади «Прошлое» (2013), немецкий продюсер Беттина Брокемпер, режиссёр из Палестины Аннамари Ясир, драматург и режиссёр Кеннет Лонерган (США) (между прочим, соавтор сценария «Банды Нью-Йорка»), итальянский актёр Лука Маринелли (сыгравший заглавную роль в фильме «Мартин Иден») и кинокритик, программный директор Клебер Мендоса Филхо (Бразилия).
Но одна традиция остаётся неизменной. Почётные призы за вклад в киноискусство известны заранее. В этом году почётного «Золотого медведя» получит блистательная актриса Хелен Миррен (фильм «Королева» будет показан на церемонии награждения). А почётный приз «Золотая камера» получит режиссёр и художник Ульрике Оттингер. На фестивале состоится мировая премьера её документального фильма «Парижские каллиграммы».
Жанна Васильева,
спецкор «ЛГ»