Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 16 октября 2019 г.
  4. № 42 (6709) (16.10.2019)
Искусство

«Помнишь ли ты?..»

В Нижегородском театре оперы и балета имени А.С. Пушкина – премьера оперетты Имре Кальмана «Сильва»

16 октября 2019
Княгиня Веллерсхайм – Елена Шевченко

Оперетту «Сильва» Горьковский театр оперы и балета, как ранее назывался ныне Нижегородский, впервые вынес на суд публики в 1941-м, трагическом для нашей страны году. Постановку осуществлял недавний выпускник ГИТИСа, а впоследствии – гениальный оперный режиссёр Борис Александрович Покровский.

Покровский считал, что во время войны «нужно ставить спектакли жизнерадостные, сделать театр праздником жизни; людям нужны были радость, веселье, смех, им нужно было то, во имя чего они идут воевать, что защищают». Однако выбор им именно оперетты Кальмана – незаурядная профессиональная и личная смелость, ведь Австрия входила в состав рейха, а Гитлер, хоть и был фюрером Германии, являлся австрийцем по рождению. Кроме того, Венгрия, где родился Кальман, вступила во Вторую мировую войну на стороне Германии, а инициатором этого стал её правитель тех лет Миклош Хорти. Возможно, тот факт, что оперетты Кальмана были запрещены в нацистской Германии, послужил одним из внутренних доводов Бориса Покровского к выбору именно этого произведения. Ведь советское искусство воевало не только на фронтах Великой Отечественной войны в лице фронтовых бригад артистов, но и в тылу, и тыловой город Горький с его «Сильвой» образца 1941 года – тому пример.

Новую постановку осуществили петербуржцы – режиссёр Сусанна Цирюк, художник-постановщик Алексей Тарасов и художник по костюмам Татьяна Королёва. Постановщики перенесли действие во второе десятилетие XX века, видимо, оттолкнувшись от года создания оперетты – 1915-го. Спектакль получился динамичный, яркий, без «провисания» действия и не без юмора. Однако в знаменитой сцене «Красотки кабаре» режиссёр и художник решили, видимо, быть в телетренде и вместо красоток представить ансамбль из неких особей неопределённого пола, но скорее всё же специфического мужского, выряженных в кроваво-красные юбки-транформеры, которые то напоминали балетные пачки, то, неприлично поднятые вверх, служили веерами, то чем-то вроде кокошников. Такое заигрывание с публикой на уровне некоторых телевизионных передач, обращённых к зрителям с не самым взыскательным вкусом, не очень гармонировало с сутью венской оперетты, которая славится сценической лёгкостью и изяществом. К этой же «серии» относятся взгромождённые на стол ноги Стасси – княжны, между прочим (Ольга Полякова), и получение ею шлепков по месту ниже поясницы, которых в данной постановке не стеснялись их исполнители – посетители кабаре. Или это, по мнению режиссёра, делает спектакль современным? А ещё невесть откуда взялись вроде-Коломбина и вроде-Пьеро с не очень понятной в контексте оперетты функцией и в головных уборах из раскрашенных решёток.

Несмотря на то что опера и оперетта – два разных вида существования артистов на сцене, а Нижегородский театр всё-таки оперный, надо отдать должное певцам, участвовавшим в спектакле, – они не только справлялись со своими партиями, но и весьма непринуждённо чувствовали себя в «лёгком» жанре. Обе Сильвы – Ульяна Старкова и Надежда Маслова – стройны, легки в движениях, кокетливы и взбалмошны, что не противоречит «статусу» певицы кабаре, но их голосам не хватало опереточной гибкости и полётности: через оркестр они «пробивались» с трудом. Благородным и сдержанным сделал своего Эдвина Алексей Кошелев, его красивый баритон подчёркивал благородство образа, а широко известный дуэт Сильвы и Эдвина во втором акте «Помнишь ли ты?» вызвал шквал аплодисментов.

Бони исполнял комический тенор Александр Зубаренков, который оказался блистательным во всех смыслах: его пение, мимика и движения источали юмор, кроме того, несмотря на карлсоновскую комплекцию, он прекрасно двигался, танцевал и даже прошёл по сцене колесом.

Покоряюще прекрасными, но разными были обе Княгини. Активная, энергичная, подвижная Татьяна Гарькушова и плавная, вальяжная, невероятно элегантная Елена Шевченко. Обе певицы, обладающие роскошным меццо-сопрано, чувствовали себя в партии Княгини как рыба в воде. А как Елена Шевченко умеет передавать состояние души выражением лица! Надо было видеть, какая гамма чувств отразилась в её глазах, когда её Княгиня вспоминала, что и сама в молодости была шансонеткой в кабаре! Князь в исполнении Михаила Наумова отлично дополнял замечательный актёрский ансамбль.

Существует легенда, а может, и факт, что никогда не танцевавший Кальман однажды на балу всё же не посмел отказать очаровательной даме, пригласившей его на вальс. В результате композитор жестоко поплатился за этот неосторожный для него поступок: сделав несколько движений, он запутался в шлейфе партнёрши и упал. Под громкий хохот присутствовавших Имре покинул зал, но после этого решил для себя, что все герои его оперетт, независимо от возраста, обязательно должны танцевать. С тех пор артистам его спектаклей помимо вокальных партий приходилось разучивать также танцевальные номера. В нижегородском спектакле тоже танцуют все, и танцуют прекрасно (балетмейстер – Елена Лемешевская, Чебоксары).

Одна из удач постановщиков – интермедия перед 3-м действием (вместо антракта): вокзал Вены, у перрона стоит поезд, на котором Стасси собирается ехать в Будапешт, чтобы выяснить интересующие её обстоятельства. А вдоль вагона пробегают, проходят, шествуют разные венские типажи начала ХХ века. У каждого из них свой хореографический образ и пластика, а также выразительный, «говорящий» костюм.

Опереточная музыка Кальмана не имеет себе равных по праздничности, нарядности, отточенности мелодики и оркестровки – и всё это продемонстрировал оркестр Нижегородского театра оперы и балета под управлением дирижёра-постановщика Сергея Вантеева.

Людмила Лаврова

  Бони - Александр Зубаренков

 Бони - Александр Зубаренков

В главной роли - Ульяна Старкова.jpg

В главной роли - Ульяна Старкова

Тэги: Театр Людмила Лаврова Оперетта Татьяна Королва
Обсудить в группе Telegram

Людмила Лаврова

Людмила Лаврова (Петрова) - журналист, оперный ... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Театральное дело Романа Акимова

    14.04.2025
  • Не убивайте ангела в себе

    06.11.2024
  • ГАБТовские «Байки» для детей и взрослых

    19.10.2024
  • Принято «большинством голосов»

    17.10.2024
  • Фестиваль «Музыкальное сердце театра»

    19.09.2024
  • Театр нельзя законсервировать

    347 голосов
  • „Читая эту мерзкую книжку“

    192 голосов
  • Ёлки-палки и просто сказка

    143 голосов
  • От Ёжика до катарсиса

    101 голосов
  • Она умерла от любви...

    101 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS