Выставка «Чеховская Москва» должна была открыться 17 апреля в Доме Любощинских – Вернадских. Но, как и многие культурные события, отложена до лучших времён в связи с эпидемиологической ситуацией. А пока – у диктофона «ЛГ» куратор экспозиции, заместитель директора ГМИРЛИ имени В.И. Даля по научной работе, руководитель отдела «Дом-музей А.П. Чехова» Эрнест Орлов.
– Так вышло, что, когда мы говорим о Чехове, в голову в первую очередь приходят Таганрог, Сахалин, Мелихово, Ялта, но не Москва. Почему? Какие важные этапы жизни были связаны в жизни классика со столицей?
– Это и понятно, и странно. Дело в том, что своего жилья у Чехова в древней столице никогда не было, он всегда снимал квартиры. Но при этом с Москвой связана более чем четверть века жизни Чехова, если считать от его первого приезда из Таганрога на пасхальные каникулы 1877 года к родственникам до отъезда в июне 1904 -го в Баденвайлер, где писателя не стало. Это была любовь с первого взгляда. «Если только кончу гимназию, то прилечу в Москву на крыльях, она мне очень понравилась!» – признавался он двоюродному брату. Здесь происходило всё наиболее значительное: учёба на медицинском факультете Московского университета; написание и публикация первых крупных повестей – «Степь», «Огни», «Скучная история», всех одноактных пьес и пьесы «Иванов»; знакомство с театральной жизнью и посещение театров, иногда на последние гроши. К важным событиям нужно отнести знакомство в 1898 году в Русском охотничьем клубе на Воздвиженке, где шли репетиции Художественного театра, с О.Л. Книппер, «последней страницей моей жизни, великой артисткой земли русской», и венчание с ней в Крестовоздвиженской церкви на Плющихе.
Именно из Москвы, из дома на Садовой-Кудринской, 6, где уже более 65 лет располагается музей, писатель отправится в восьмимесячное путешествие на Сахалин и на Восток в 1890-м. И даже обретя наконец собственное имение в Мелихове, а затем обосновавшись в Ялте, Чехов всё время будет стремиться в Москву.
– Какие чеховские места в Москве наименее известны далёким от истории литературы людям?
– Таких неочевидных чеховских адресов много. Это несколько десятков домов, где располагались редакции газет и журналов, сотрудником которых в разные годы был Чехов: и в Леонтьевском переулке, и на Арбате, и на Большой и Малой Дмитровке, на Тверском, Никитском и Гоголевском бульварах… Множество «медицинских» адресов, где бывал Чехов-студент. И, конечно, это адреса знакомых и друзей, которых писатель посещал в разные годы. Хотя некоторые дома, в том числе те, где проживало чеховское семейство, уже исчезли навсегда с карты Москвы: были снесены. И такими же неочевидными чеховскими местами, к сожалению, стали уже и Сухаревка, и Якиманка.
М.П. Чехов. Дом Корнеева и флигель на Садовой-Кудринской. 1889 г. Акварель
– Какая она – «чеховская Москва» и каким было окружение Антона Павловича?
– Конечно, Москва – это и люди, её населяющие. Среди московских знакомых Чехова (хотя это огромный круг лиц), друзей, стоит назвать и «короля московских репортёров» В.А. Гиляровского, и драматурга и режиссёра Вл.И. Немировича-Данченко, с которыми он сошёлся в редакции журнала «Будильник», и соучеников брата Николая по Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества К.А. Коровина, И.И. Левитана, Ф.О. Шехтеля, и литераторов – Т.Л. Щепкину-Куперник, Д.С. Мережковского, И.А. Бунина, Н.Д. Телешова, и актёров – В.Н. Давыдова, А.П. Ленского, Г.Н. Федотову, А.И. Сумбатова-Южина, А.Я.Гламу-
Мещерскую, Л.Б. Яворскую, и музыкантов – П.А. Шостаковского, П. Сарасате, М.Р. Семашко. В Москве состоится вторая и последняя встреча писателя с П.И. Чайковским, которому он посвятил сборник своих рассказов «Хмурые люди».
– Что посетители смогут увидеть на выставке? Ставите ли вы перед собой задачу воссоздать атмосферу, окружавшую Чехова в Москве? Или выставка больше рассчитана на рациональное познание, а не на эмоциональное впечатление?
–Нельзя создавать современную экспозицию без учёта её эмоционального воздействия на зрителя. Здесь многое зависит от художественного решения. В идеале, конечно, должна быть золотая середина, совмещение и рационального, и эмоционального.
Разумеется, в центре экспозиции – два мемориальных комплекса – условные кабинет и гостиная чеховского дома на Садовой-Кудринской, здесь как раз можно будет попытаться представить себе атмосферу дружеского общения: почти каждый вечер у Чеховых собирались гости, звучала музыка (она будет звучать и в экспозиции). Да и пока чеховский музей в Москве закрыт в связи с проведением ремонтно-реставрационных работ, мы обязаны показать посетителям мемориальные вещи, позволяющие судить и о его манере работать, о его занятиях и увлечениях, и, конечно, о круге общения.
Символично, что выставка откроется в новом здании Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля на Зубовском бульваре, 15, – Доходном доме Любощинских – Вернадских. Конечно, в этом доме, построенном в 1911 году, Чехов бывать не мог. Но среди его жильцов было немало людей из окружения писателя: художник Д.Н. Кардовский, писатель В.В. Вересаев, общественный и политический деятель Д.И. Шаховской, брат земского начальника, адресата писем Чехова и гостя мелиховской усадьбы – С.И. Шаховского; сын Шехтеля – Л.Ф. Жегин и сын профессора медицины А.Б. Фохта, университетского преподавателя Чехова, – Б.А. Фохт. И то, что чеховская история будет в непосредственной близости с выставкой «Зубовский, 15: жизнь и судьба московского дома», кажется очень логичным.
– Как выставка будет организована? Сколько займёт залов? Есть ли какая-то особая концепция?
– Концепция, разумеется, есть. Выставки в отличие от мемориальных экспозиций дают, безусловно, большую свободу в расположении материалов. Можно какие-то смыслы вывести на первый план, а какие-то «приглушить». Но поскольку пространство выставки – 4 небольших зала – не позволяет показать всё, мы можем представить лишь наиболее существенное. При этом здесь будет место для разговора и о семье, и о творческих принципах, и о широком круге знакомых: литераторах, врачах, людях театра, художниках, композиторах…
– Если попробовать абстрагироваться от обязанностей куратора и взглянуть на экспозицию глазами посетителя – какие экспонаты кажутся наиболее интересными лично вам?
– В первую очередь это личные вещи писателя, предметы обстановки, а также живописные полотна брата Чехова – Николая и сестры – Марии, Левитана, Коровина и Серова.
– В каком произведении Чехова, на ваш взгляд, наиболее ярко отразилась московская жизнь?
– Наверное, это не одно произведение, а большой цикл, который создавался Чеховым в начале 1880-х для петербургского журнала «Осколки», – это фельетоны, печатавшиеся под рубрикой «Осколки московской жизни». Здесь всё: и театры, и торговые ряды, и пресса, и московское градоначалие, разнообразные «злобы дня». Но кажется, что многие ситуации и типы, данные в этих фельетонах, по-прежнему актуальны.
«ЛГ»-досье
Эрнест Дмитриевич Орлов окончил филологический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова. Кандидат филологических наук. Член Чеховской комиссии РАН.
Автор статей и публикаций о Чехове и его окружении, музейной мифологии и истории чеховских музеев. Куратор выставок «Чехов и Чайковский» (2009), «Антон Чехов. Линия жизни» (2012), «Я был и в аду... и в раю». Путешествие А.П. Чехова на Сахалин и на Восток» (Германия, 2014, Москва, 2015, Хабаровск, 2019), «Как издатель я оставлю хорошее имя»: к 180-летию А.С. Суворина» (2014), «Квартирный вопрос» (2016), «Врут все: А.П. Чехов в воспоминаниях современников» (Москва, 2016, Саратов, 2018, Самара, Таганрог, 2019), «Осколки русской литературы» (2016), «А.П. Чехов во Франции» (2018), «Милая актриса»: к 150-летию О.Л. Книппер-Чеховой» (2018), «К истокам Центрального литературного музея: первые музеи Ф.М. Достоевского и А.П. Чехова» (2019), «От Толстого до Толстого. Писатель, мода и стиль» (2019) и др.