«ЛГ» продолжает публиковать цикл интервью, которые знакомят читателей с жизнью двух церквей – Русской православной и Русской православной старообрядческой. На этот раз писатель Владимир Смирнов встретился с директором Московского старообрядческого духовного училища.
Анатолий Иванович Шатохин – человек светский. На нём старинная мужская долгополая одежда. Чёрный кафтан достаёт до пят. Директора в этом облачении можно принять за духовное лицо. Он угощает меня чаем, рассказывает:
– У нас всего одно духовное училище. Учатся в нём два года, но после окончания далеко не каждый становится священником. У старообрядцев, по древней традиции, молодой человек буквально выпестовывается духовным отцом.
У нас учатся студенты из Австралии, США, Канады, Германии, Румынии, Молдовы, России, Украины, отовсюду, где есть старообрядцы.
– Все владеют русским?
– Наши студенты великолепно говорят по-русски, но и английский знают хорошо. Старообрядцы, где бы ни жили, везде остаются русскими. Давно подмечено: если люди уезжают из страны по материальным соображениям, то второе поколение там, как правило, растворяется. А старообрядцы столетиями живут далеко от России и сохраняют свои традиции, культуру, язык.
Старообрядцы и рады были бы не покидать родину, но гонения на протяжении веков многим не оставляли выбора… Однако очень важно понимать, что старообрядцы не озлобились. Приведу пример. В Румынии жил митрополит Иннокентий – старообрядец, бывший епископ Костромской и Нижегородский. Он был в Советской России приговорён к смертной казни, укрылся в Румынии, возглавил тамошнюю общину. И вот в начале Второй мировой приглашает его правитель Антонеску (а Румыния воевала на стороне Германии) и говорит: «Благослови старообрядцев воевать против Советской России». Митрополит: «Никогда старообрядцы против русских не воевали» Антонеску: «Тебя же там приговорили к расстрелу. Благослови!» «Не благословлю, – был ответ. – И наперёд скажу, что вы эту войну проиграете…» Посадили митрополита в тюрьму, но потом всё же отпустили.
Также сейчас и на Украине. Старообрядческие священники, а у нас несколько десятков приходов на Украине, не благословляют воевать старообрядцев против русских.
– Вот как?! А в РПЦ произошёл раскол, и на Украине делят храмы...
– Мы видим с огорчением, что происходит, не испытываем никаких злорадных чувств.
– Кто вы по образованию?
– После армии окончил Владимирский педагогический институт, работал учителем русского языка и литературы, директором школы, а вот как открыли духовное училище в 2005 году, работаю тут.
– Сколько у вас студентов?
– На очном и заочном отделениях одновременно учатся примерно 50 юношей и девушек. Учатся они вместе. Обучение, питание и проживание бесплатное. Церковь берёт на себя все заботы.
– Как к вам поступают?
– По направлению. В обязательном порядке требуется благословение духовного отца. Традиция иметь духовного отца сохранилась, как это было при преподобном Сергии Радонежском.
– Какие предметы изучаются?
– Русская история, русский и церковнославянский языки, катехизис, история старообрядчества. Но главное – подготовить уставщиков, то есть людей, которые знают богослужебный устав, могут вести службы. Устав и знаменное пение (византийская нотная грамота) – вот два предмета, которым уделяем главное внимание. Знаменное пение было отвергнуто в XVII веке и только благодаря старообрядцам дошло до нашего времени.
Кроме этого, учим студентов лить свечи из натурального воска, именно по-старому, когда свеча от самого начала выгорает до конца, и не остаётся ничего. У нас есть мастерская по пошиву старой одежды. Учим переплёту книг, колокольному звону, иконописи и реставрации икон.
– Знания самые разносторонние...
– Про старообрядцев много разного говорят, но это люди, которые сохраняют самые лучшие традиции. Старообрядец воздерживается от спиртного, не курит, не ругается матом, не ворует, это, как правило, духовно и физически здоровые люди... Свои традиции мы не придумали, мы просто сохраняем то, что раньше было на Руси.
Старообрядческое духовное училище на Рогожском было основано в 1996 году