В конце августа в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме будет работать вторая Открытая литературная школа. В этом году она посвящена 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и называется «Проза над линией фронта».
В программе интерактивные мастер-классы, лекции модераторов школы, постановки отрывков из произведений. Планируется и проведение круглых столов, пройдёт презентация «военного» номера журнала «Дружба народов».
Как сообщила автор и руководитель проекта Мила Кудряшова, «мы собрали на одной площадке знаковых писателей из разных регионов России для очень важного сегодня разговора о современной военной прозе». Мастер-классы проведут известные прозаики, пишущие о военных событиях. Состоится открытый разговор о том, какие художественные задачи возникают перед автором, описывающим войну, каким сегодня следует изображать воюющего человека. Театральная группа проекта осуществит читки и постановки.
Как подчеркнул писатель, филолог Андрей Аствацатуров, задача нынешней школы – поговорить о проблемах войны, воюющего человека, о проблемах батальной прозы, осмыслить важный исторический и экзистенциальный опыт. Участники Открытой литературной школы: Герман Садулаев, Ольга Погодина-Кузмина, Наринэ Абгарян, Александр Бушковский и другие.
Когда мы рассказываем про ужасы войны, литература замирает, обращается в немоту – и как соотнести желание описать «батального человека» и эстетическую реальность, которая всё делает красивым и по существу примиряет нас с ужасом? Это почувствовали в конце XIX века в США, а также в России. Так, Лев Толстой и Гаршин запретили себе красиво описывать войну.
В западной и советской, постсоветской литературе существовала проблема изображения окопной правды и умолчания фактов о войне (вспомним автобиографический роман Курта Воннегута «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей»). Нужно ли вообще говорить о войне и возможно ли описывать её, не впадая в умолчание, как это делает Воннегут, или в трагический абсурд, как это делает, например, американский прозаик Хеллер?
Соб. инф.