Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

...У стен кремлёвских завелась

01 января 2007

ВЕРНИСАЖ

Поддельная история и Исторический музей

ЧТО?
 Мысленный эксперимент. Приезжаете в Париж, а там на главной площади выставка с таким названием: «Коллаборационисты на пляс де Имярек». Способно вызвать шок, особо если вспомнить, как Луи Селин описывал охоту на «коллабос» в послевоенной Франции. Не то у нас. У нас – либерализм. Потому и экспозиция под именем «Нонконформисты на Красной площади» вполне себе комфортно разместилась не просто в центре, но в историческом сердце России. Советские нонконформисты, конечно, не французские коллаборационисты, но всё же... В Париже Красной площади, кажется, нет. Но подобная акция, я думаю, немыслима там даже в стенах «Красной мельницы». Хотя ничего особенного в представленных нам работах (живопись+графика) нет. Нет антирусской агрессии изрядной части современного искусства. Нет даже антисоветского пафоса «соцарта» времён «стагнации». Есть «секонд-хенд» богемного диссидента эпохи, начатой хрущёвской «оттепелью» и завершённой самим ХХ веком. Двадцать два автора, немногим более работ, заимствованных из частных собраний, – вот и всё, чем смог похвастать Исторический музей, провозглашая проект с «громокипящим» прямо заголовком. Маловато будет для «русской витрины». Но даже не в том беда. Беда в том, что нам подбросили фальшивку, выдавая маргинальные течения изобразительного искусства за нечто, присущее русской (или советской) культуре. Спору нет, авторы, представленные у кремлёвских стен, боролись с режимом. Не любили его. Но их «нонконформизм» имел, осмелюсь доложить, не эстетический, но коммерческий характер. Не зря (почти) про каждого, кто жив ещё из них, в персоналиях отмечено: живёт в Париже, живёт в Нью-Йорке, живёт в Германии. Французские «коллабос» были тоже не простыми предателями. Они все хотели жить в «единой Европе». Были её патриотами. Но французы решили про них по-иному. Отсюда – трагедия и плач того же Луи Фердинанда Селина. Эстетически значимый плач величайшего писателя-мизантропа ХХ века. Драма проигравшего. И доведись расслышать мне хоть малый всхлип «на Красной площади», то и ушел бы я из Исторического музея удовлетворённым. Не потому, что не люблю я Эрнста Неизвестного, к примеру, а потому, что это (плач) – реальный результат развития «позднесовестского нонконформизма». Показания «потерпевшего». Однако не невиновного. Сегодня видно, что «прессовка» режима в отношении такого «арта» не превышала пределов необходимой обороны. А что касается такого экспонента, как покойный красноярец Андрей Поздеев, то его я попросту люблю. Вот он – вполне русско-советский со всем его наивным супрематизмом. В традициях русского авангарда. Но он, скорее, исключение для данной «сборки». Хотя радостью от трёх работ сибиряка несёт за версту. И никакого, кстати, протеста. Итак, я обозначил «что»: междусобойчик, который вряд ли взялся бы представить амбициозный «Винзавод», но каковой вполне разумен на площадях музея областного центра. То есть с образовательной точки зрения «нонконформисты» вполне допустимы. История терпит чудовищ. Но определяет им сообразное место. 

ПОЧЕМУ? 
Вопрос же «Почему Исторический музей?» требует внимания. Видимо, сыграла свою роль традиция расположения здания в центре «торгсина». Ведь именно так рассматривалась Красная площадь той генерацией «фарцы», что своим кислым молоком вскормила «протестантов от искусства». Которые в целом ничуть не отличались от официантов и швейцаров «центровых точек», чья спина угодливо изгибалась точно в направлении интуриста, а язык елейно пел: «Чего изволите?» А гордость была лишь в том, что данное «чего изволите» обращалось не к «козьему племени» соотечественников, а не менее чем к «мировому сообществу» напрямую. Среда, знаете ли, влияет. Но и сам музей замыслен был как несвободный в высшей степени. Однако ранее работал он на «госзаказ» и был полезен. Привычка же сыграла с ним дурную службу. Сегодня, когда РФ уже не та, что лет семь назад, музей по-прежнему старается уловить (порой невысказанный) сигнал «хозяина». И часто ошибается. Совсем недавно «заказ» на экспозицию «нонконформистов» был в русле «респектабельности», интеллигенция приняла бы его на ура, посчитав, что её «жреческая власть» легитимирована навечно. Она – интеллигенция – считала себя «хозяином», однако она сильно ошибается, полагая, что статус сей имеет до сих пор. Хозяин у Исторического музея сменился. И это снова – государство. У которого просто ещё «руки не дошли» до малых сих. Но – будьте уверены! – дойдут. И уловить бы здесь «искусствоведческому братству с Красной площади» тенденцию вовремя... Это ведь в недалёкое «вчера» считалось хорошим тоном ругать «совок» и козырять своим «антипатриотизмом». Сегодня за это можно и под обструкцию попасть, если не сориентируешься, с кем говоришь. В общем, данное искусство вновь перестало быть магистральным, уйдя «назад в подвалы». А Исторический музей исправится. В нём снова будет не выдуманная, но настоящая история. Такая, какая есть, а не такая, какая желалась бы «общечеловеку». В «сердце столицы» должен стучать не интеллигентский «пепел Клааса» (наши «нонконформисты» падки на красивые метафоры!), а, скажем, «пламенный мотор» истребителей КБ Сухого. А пока... грязновато у стен кремлёвских.
 
ДОКОЛЕ?
 
Ну а на этот вопрос ответить просто. Продлится это полное неразличение героев и врагов ровно до тех пор, пока нам не станет стыдно за то, что «интурист», приезжая в Россию, видит в центре столицы не демонстрацию государственной мощи и национальной самобытности, а некие поделки, про которые «заморский гость» смело сможет сказать: «Где-то я всё это видел. Правда, с другими подписями». Неплохие даже поделки, но какие-то местечковые в контексте великой страны. 

Евгений МАЛИКОВ

 ИТАР-ТАСС

Некоторые посетители на выставке выглядели куда интереснее экспонатов

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS