Основанный на закате перестройки форум кинодокументалистов пережил вместе со страной, российским кинематографом и Свердловской киностудией очень разные годы. И надежд, и разочарований, и побед. На открытии фестиваля была продемонстрирована весьма подходящая к его тридцатилетнему юбилею документальная комедия Алексея Федорченко «Кино эпохи перемен».
Режиссёр, который прославился игровым фильмом «Война Анны», начинал как документалист, а ещё раньше работал на Свердловской киностудии экономистом и заместителем директора. Фильм с юмором (подчас горьким) повествует о том, как в 90-е замечательная киностудия, в которой начинали свой творческий путь Владимир Краснопольский, Валерий Усков, Сергей Мирошниченко, Владимир Хотиненко и другие выдающиеся деятели кино, выживала, сопротивляясь попыткам рейдерских захватов. В столице Урала в то лихое время обстановка была куда круче, чем в «бандитском Петербурге». Федорченко в торговом центре, который расположился в бывших помещениях киностудии, разговаривает с её тогдашним руководителем Георгием Негашевым (теперь он директор фестиваля «Россия», а тогда вынужден был общаться с криминальной публикой, но, отдав часть территории, отстоять студию удалось), а также с нынешним (Михаилом Чурбановым) и другими участниками этой драмы с элементами гротеска… Получилась, да, комедия, но уж очень грустная, тем более что Свердловская киностудия, вернее, то, что от неё осталось, сейчас находится в очень сложном положении.
Среди представленных на конкурс телевизионных документальных фильмов (председатель жюри профессор ВГИКа Галина Прожико) хотелось бы выделить необычную ленту Дмитрия Завильгельского «Пропасть. Робот-коллектор», авторский текст в которой читает… Иннокентий Смоктуновский. Его голос смоделировала группа разработчиков «искусственного мозга» во главе с программистом Сергеем Марковым. А работает эта группа на банковскую корпорацию, создавая телефонных роботов, выбивающих кредиты из должников. Дело не очень почтенное, но – и тут моральная дилемма – попутно группа проводит интереснейшие научные изыскания, в результате которых удалось, в частности, воссоздать голос великого артиста.
Очень тронули фильмы, посвящённые так называемым простым людям. Армянская лента «Баина» посвящена крестьянке, которая одна в очень трудных условиях поднимает двоих детей. Необыкновенны здесь не столько суровый быт армянского села и самоотверженный труд женщины, а то, что муж привёз её из Монголии, это – история о большой любви, которая со смертью мужа не кончилась.
Картина Антона Погребного «Дом у реки» – о людях, нашедших своё трудное счастье далеко от больших городов, на реке Вятке, в рыбацкой артели. И всё было бы хорошо, да вот беда – законы у нас слишком гуманные к браконьерам, которые безнаказанно вылавливают рыбу во время нереста. И потому её с каждым годом всё меньше.
Диплома фестиваля удостоена лента «Солдаты спорта», которая была посвящена советским спортсменам, участвовавшим в Олимпиаде 1952 года, первой для СССР. Многие из олимпийцев были фронтовиками, победители в войне победили и в спорте, к военным орденам прибавились олимпийские медали. К сожалению, жюри не отметило ленту о самоотверженных фронтовых операторах «Экспозиция войны». Именно благодаря им появились видеосвидетельства страданий мирного населения и подвига солдат. Документальные фильмы военных лет, снятые на полях сражений в СССР, буквально потрясли мир, он узнал о злодеяниях нацистов и о мужестве наших воинов. Это было крайне важно для поддержки антигитлеровской коалиции.
Лучшим среди телевизионных признан фильм Олеси Фокиной «Fermata». В названии ленты музыкальный термин, обозначающий увеличение длительности ноты, а посвящена она великому музыканту – Владимиру Минину, которому недавно исполнилось 90 лет. В ленте предстала в полный рост могучая, сложная, многогранная фигура организатора и художественного руководителя Московского государственного академического камерного хора. Награждён был и фильм Павла Селина «Юра-музыкант», в котором речь шла о другом известном человеке. Мы увидели и услышали Юрия Шевчука на концертах, в дороге и дома, в сущности, это исповедь рок-музыканта – его, одного из немногих, по страсти, искренности и самоотдаче можно сравнить с Владимиром Высоцким.
Жюри документальных фильмов, которое возглавлял писатель Юрий Поляков, смотрело ленты режиссёров, не ограничивающих себя телевизионными форматами. Победил здесь фильм Валерия Тимощенко о командире луганских ополченцев Алексее Мозговом «Комбриг». Отмечены были «Полёт чемпиона» Сергея Головецкого (об Игоре Тер-Ованесяне), «Обстоятельства места и времени» Дмитрия Кабакова, «Необратимая химия» Джульетты Мартиросян (лучший дебют) а также «Реанимация», «Не уходи отсюда» (за операторское мастерство), белорусский фильм «Вядо», киргизский «Учитель» и грузинский «Прозрачный мир» .
А главный приз фестиваля по решению двух жюри присуждён ленте Алексея Федорченко «Кино эпохи перемен».
Александр Кондрашов, Екатеринбург–Москва
Продолжение темы в следующем номере