Её автор – руководитель секции художественно-документальной прозы Санкт-Петербургского отделения СП России писатель Валерий Ширский, хорошо известный читателям своими произведениями об истории Военно-морского флота России, судьбах моряков нашего Отечества. И вот новая книга опытного писателя-баталиста – на этот раз о лётчиках.
На её страницах Валерий Евгеньевич вспоминает о тех пилотах, которых хорошо знал или с которыми был лично знаком. Его персонажей объединяет «морское» происхождение – почти все они оканчивали Ейское и Качинское училища. Вспоминает он и о героях неба, защищавших Ленинград. И конечно, немаловажную роль в выборе темы произведения сыграло то обстоятельство, что всё детство автора прошло среди лётчиков. Уже с первых страниц книги завязывается интрига, читатель погружается в интересный материал художественной документалистики.
А почему «сталинские соколы»? Как поясняет Ширский, именно так называли в народе наших отважных лётчиков в годы Великой Отечественной, поскольку Сталин большое внимание уделял и авиации, и боевым пилотам.
Воздушный таран
Свою книгу автор посвятил замечательному лётчику-герою, своему дяде Виктору Ефимовичу Шараю, совершившему одним из первых в воздушном бою таран. Это случилось ещё в 1937 году в баталиях с японскими асами. Думаю, что информация о выдающемся отважном пилоте для многих читателей, прежде всего молодых, стала откровением
Лётчики, пилоты боевые,
Сталинские соколы родные,
В бою врага заставим мы понять,
Что можем за свободу постоять!
Так пели («Марш авиаторов») в прежние, военные и первые послевоенные, годы. А В. Шарай – герой, хотя звания Героя Советского Союза не получил – так сложилась судьба.
У каждого из лётчиков, о которых пишет автор, собственный неординарный путь. Вот Герой Советского Союза Андрей Иванович Барский. Воевал в составе ВВС Балтийского флота, участвовал в обороне и снятии блокады Ленинграда. Совершил 106 боевых вылетов. И ни разу не был сбит или ранен. Это просто чудо и везение. Легендарный пилот прошёл всю войну, после служил в авиачастях, участвовал в разработке самолётов и ракетно-космической техники. Кроме «Золотой Звезды» Героя был удостоен других государственных наград. Валерию Ширскому довелось общаться с ним, и в книге он с любовью и теплотой вспоминает об этих встречах.
Врачебная комиссия была потрясена…
Есть рассказ о другом герое, с иной судьбой – тяжёлой. Речь о Леониде Георгиевиче Белоусове, защитнике ленинградского неба. Автор встречался с ним, когда Л. Белоусов приезжал в училище им. Фрунзе. «Это бесконечно героический, скромный, умный человек, но говорить с ним было грустно, – пишет Ширский. – Представьте себе человека без лица. Всё лицо у героя полностью сгорело в одном из воздушных боёв. На собеседника смотрели через щёлочки только живые глаза».
Историю ранений и операций Белоусова (их было 32!) воспринимать непросто. Известны несколько советских лётчиков, вернувшихся в строй после ампутаций нижних конечностей. Наиболее известной, конечно, является история Алексея Маресьева. Случай с Белоусовым – из той же категории: в 32 года он стал инвалидом первой группы, без обеих ног и без лица. Но… «Я вернусь», – пообещал Леонид своим боевым друзьям.
Вот как описывает автор такое возвращение после заседания врачебной комиссии: «Белоусов обошёл стол, за которым заседала комиссия. Подойдя к балконным дверям, рывком распахнул их. На балконе скинул шинель, перепрыгнул перила, нырнул в холодную, осеннюю воду пруда, и это со второго этажа! Переплыв пруд туда и обратно, вышел на берег и вернулся в совершенно мокром обмундировании в зал, где заседала потрясённая комиссия. В воздухе повисла тишина...»
Белоусов вернулся в строй. Всего он совершил более 300 боевых вылетов и сбил 7 вражеских самолётов, в том числе два – летая без ног. Умер он в 1998 году. Такова история этого Героя. Узнает читатель из книги и некоторые другие подробности его жизни.
Поэт Михаил Дудин как-то написал о Леониде Белоусове:
Живёт Герой Советского Союза
На старой Петроградской стороне.
На пенсии,
Отяжелев от груза
годов и славы, правильной вполне.
Жизнь – не орёл,
А смерть в бою – не решка.
Под Выборгом в сороковом году
Он, сбитый, обгорел, как головешка,
Потом промёрз на лютом холоду.
Он на протезах выбрался, хромая,
Из госпиталя.
Яростью грозя,
Глаза его глядели не мигая –
Не закрывались веками глаза.
Сгорели веки,
Мужеству,
Усилью
Предела нет.
И был переполох,
когда он возвратился в эскадрилью...
Лётчик Пилютов
А вот несколько слов о Герое Советского Союза Петре Андреевиче Пилютове. Как и Белоусов, он тоже воевал в небе над Ленинградом, был заместителем командира 154-го истребительного авиационного полка 13-й воздушной армии. В одном из первых боёв над Ладожским озером, в одиночном полёте, прикрывая транспортные самолёты из блокадного города, капитан Пилютов столкнулся с 6 истребителями противника. В неравном воздушном бою он сбил два вражеских самолёта и, несмотря на ранения, сумел посадить свою подбитую машину. Врачи, оперировавшие лётчика, насчитали на его теле 21 ранение.
Через некоторое время Пилютов вернулся в строй и в одном из первых же боёв в январе 1942 года сбил своего обидчика – немецкого лётчика. Всего за время войны он провёл 76 воздушных боёв, сбил 23 самолёта противника. 28 мая 1943 года был назначен командиром 29-го гвардейского истребительного авиационного полка. Войну закончил в звании подполковника. Звание Героя Советского Союза Петру Андреевичу Пилютову присвоено 10 декабря 1943 года. После окончания войны он работал, занимался общественной деятельностью, воспитывал молодёжь в клубе ДОСААФ. Умер в 1960-м, похоронен на кладбище Александро-Невской лавры, а имя его увековечено в названии одной из улиц города на Неве.
Вот только несколько героев-лётчиков из тех, о которых рассказывает Валерий Ширский в своей новой книге. В общей сложности персоналий в ней – около пятидесяти. Произведение основано на большом историческом материале, увлекает, как уже было сказано, с первых страниц, и, безусловно, полезно для читателей, для молодых людей, желающих посвятить себя военной службе и лётному делу. Также нельзя не отметить, что книга В. Ширского хорошо иллюстрирована, в ней множество интересных фотодокументов.
Сражение с японским асом
В заключение я хотел бы обратиться к фрагменту книги, который рассказывает о воздушном сражении советского лётчика Виктора Шарая с японским асом Сигеаки.
«Было раннее утро, всходило солнце. На боевое задание в небо поднялись три наших истребителя. Неожиданно на горизонте показались девять точек.
Противник! Вскоре стало ясно: девять японских истребителей сближались с нашей тройкой. Восемь японских самолётов пошли в атаку на два наших истребителя. Один, с изображением огромной совы на фюзеляже, выбрал в жертву третий истребитель. Это и был тот самый «непобедимый дракон», Нанго Сигеаки.
Надо сказать, что лётчик умелый и опытный: быстро занял удобное направление для атаки. Шёл со стороны солнца, с востока. Советский лётчик был ослеплён. Японец атаковал. Раздался звук пулемётной очереди. Пули попали в патронный ящик нашего истребителя. Боезапас начал взрываться, и вести огонь стало невозможно. В это время японец допустил ошибку, видимо, не ожидая дерзкого ответа со стороны советского лётчика, нырнул под атакующий истребитель. Пилот «ястребка» резко повёл ручку управления от себя и крылом своего самолёта нанёс удар по кабине японца. Японский самолёт развалился и начал падать…»
Книга Валерия Ширского «Сталинские соколы атакуют» – замечательное произведение художественной документалистики, плод труда опытного писателя и офицера, капитана второго ранга. Она вполне достойна того, чтобы занять подобающее ей место среди книг, посвящённых героям Великой Отечественной войны.
Вячеслав Булгаков