Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 29 июля 2020 г.
  4. № 31 (6747) (29.07.2020)
Искусство

Выкрики художника эпохи коронавируса

Широко закрытые глаза автора

29 июля 2020

Виртуальная галерея ARTinvestment.RU. «ХХI век. Современное российское искусство» открылась выставкой «Незримое присутствие. Семён Агроскин».

Снайперское попадание! Художник сам отмечает, что «современный контент» часто совпадает с его «постоянными интересами». Что правда, то правда. Реальность едва за ним поспевает. Возникают работы почти пророческие…

Странное дело, экономисты подсчитывают грядущие убытки, политики взволнованы возможными и уже происходящими мировыми катаклизмами, медики прогнозируют вторую и даже третью волну коронавируса, причём впечатление, что он вообще теперь навсегда с нами. И медицинские предписания превращаются постепенно в «правила жизни», если воспользоваться названием популярной передачи. И только философы молчат, как будто ничего особенного не происходит. Впрочем, недавнее внезапное самоубийство блистательного философа-марксиста Льва Науменко говорит о том, что и они испытывают «перегрузки». Семён Агроскин не философ, и его картины не отличаются какой-то особой «интеллектуальностью». Но это талантливое, свободное и живое высказывание, а сейчас – даже некий выкрик, почти вопль, пусть и почти неслышный в нашем информационном потоке. Один из недавних автопортретов как раз и показывает нам, по словам художника, только «открытый кричащий рот и кулак» – некая предельно сконцентрированная экспрессия.

Для меня эта выставка – одна из первых попыток взгляда на происходящее с позиций европейской гуманистической культуры. Не цивилизации – с ней-то всё в порядке, у всех в кармане смартфон, – а именно культуры, впитавшей всё нажитое человечеством за века и тысячелетия.

Несколько новых работ художника, написанных в 2020 году, меня поразили.

Вот, к примеру, столь важная для Агроскина тема «старья». Сам художник не любит это словцо, видимо, из-за его укоренившегося в обыденном сознании грубовато-снисходительного оттенка. Но, на мой взгляд, художнику удаётся переосмыслить это понятие, наполнив «старьё» пульсирующей жизнью, человеческим теплом, тончайшей поэзией.

На холстах мы видим старые вещи: книги, прошедшие в прямом смысле огонь и воду и бережно поставленные на полки, запачканные извёсткой старые вёдра, ветхие коридоры старых домов, а также «циклопические» мосты и телеграфные столбы минувшей советской эпохи. Их энергию и мощь воспели некогда Александр Дейнека и Георгий Нисский. Теперь они одряхлели, но продолжают «держать удар». На картинах художника мы видим героическое сопротивление старых вещей времени, коррозии, нынешним вкусам. Художник всеми ими восхищается, наделяет особой поэтической аурой.

Но «старьё» теперь не только не в моде, оно опасно. Ещё недавно непрерывно обновляли плитку и переселяли из новых в ещё более новые дома. Теперь и этого недостаточно. Ведь в старых вещах может угнездиться коронавирус. Предпочтительно всё одноразовое, стерильное, идеально чистое. Прежде – в духе «европейского ремонта», теперь – медицинского бокса или операционной. И вот художник пишет картину «Карантин 1»: на столе беспорядочной грудой, наезжая друг на друга, собраны книги, подлежащие «утилизации». Мы не знаем, старые это книги или новые, они без названий и без авторских имён, с пожухшей красноватой или голубоватой краской на обложках. Это уже почти мусор, изображённый на прежней картине художника «Мешки с мусором» (2015).

Кстати, роднит их и то, что отобранные для утилизации книги и мешки с мусором не тяжёлые и грубо-материальные, а лёгкие и прозрачные, почти бесплотные и необыкновенно красивые. Они словно сам отлетающий дух европейской культуры.

Вторая картина из новейших – «Карантин 2» (2020). Это автопортрет. Художник всегда любил автопортреты, но не собой любовался в духе Александра Шилова, а всегда себе удивлялся, как некогда Владислав Ходасевич: «Неужели вон тот – это я?» («В зеркале»). Сейчас он удивляет зрителя. Мы ждём маски на лице – ведь это автопортрет в карантине. Лицо нужно закрыть маской, дабы… Вот тут медики расходятся. Кто-то говорит, что это нужно тебе самому, кто-то, что проходящим мимо, кто-то считает маску вообще бесполезной. Тем не менее это знак эпохи коронавируса. Человек, так сказать, в футляре.

Человеческое лицо… Не морда, не харя, не личина, а лицо, столь ценимое художниками европейской культуры. Бодлер считал женское лицо самым прекрасным в мире. Но сейчас маска – «медицинская необходимость» и кому-то, возможно, пришлась по вкусу: можно спрятаться.

Лицо художника открыто, но зато глаза закрыты. Вот это финт! У художника!!! На другом автопортрете, вынесенном на афишу, глаза персонажа закрыты голубоватой лентой («Автопортрет с повязкой на глазах», 2020). Это уже ближе к маске, но всё же не маска! Мне вспоминается знаменитый шекспировский сонет, где лирическому герою «видеть невтерпёж» безобразия, творящиеся вокруг. Возможно, автопортреты нашего автора и об этом. Но, скорее всего, о новом видении «эпохи самоизоляции». Недаром выставка называется «Незримое присутствие»! Карантин нас лишает «большого мира» – внешнего пространства вокруг. И вот художник переключился на мир внутренний, на воспоминания, которые могут поддержать в трудную минуту. Это, к примеру, воспоминания о лицах попутчиков из замечательной работы «Попутчики» (2019). Реальные «попутчики» вызывают сейчас скорее ужас, ведь они могут нас заразить! Но у художника это понятие метафорично. На холсте лёгкой эскизной кистью схвачены лица чем-то близких людей, встреченных в жизни. Старые, молодые, мужские, женские… Без этих лиц невозможно жить, а уж как тяжело болеть!

20-Семен Агроскин. Коридор. 2020.jpg

И вот подходим к ещё одной новой картине – «Вокзал» (2020). «Фаустовская» тема движения у художника одна из основных. Он и в жизни постоянно перемещается то во Францию, то в Италию, то в Израиль. В его работах мы видим дорожные сумки, груды чемоданов, вагоны, станции – все атрибуты движения, понятого как некое развитие жизни, выстраивание «пути».

Вокзал – обычно средоточие человеческого «движения», человеческих судеб. По выражению Пастернака, он «несгораемый ящик» встреч и разлук.

Но этот вокзал пуст. Пустые серые кресла стоят у стены. Люди исчезли, нет и вещей. У нашего художника можно встретить и длинный, словно бы поликлинический коридор с пустыми креслами («Коридор», 2020), о котором он заметил, что это «не про вирус или не только про вирус». Вот и «Вокзал» не только про вирус. Ощущение остановленного человеческого движения, истончения тонкого слоя европейской культуры, к которому могут привести самые различные причины, в том числе и коронавирус. В самом деле, если мы и в обычной жизни будем искоренять «старьё», избегать «попутчиков», скрывать лица – много ли от этой культуры останется?

 

 

Тэги: Вера Чайковская
Обсудить в группе Telegram

Вера Чайковская

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS