…Звучала когда-то на Всесоюзном радио субботняя молодёжная программа с таким названием. Популярность её просто зашкаливала, поскольку радиостанция «Юность», в рамках которой шла эта передача, в те времена конкурировала со столь же популярной юмористической «С добрым утром» по воскресеньям.
С начала 70-х прошлого столетия радиостанцию возглавил уже заметно проявивший себя журналист, автор крупных теле- и радиоформ: радиокомпозиций, телефил ьмов, специальных репортажей, в том числе с дрейфующих станций «Северный полюс», Евгений Широков. При нём «Юность» ещё активнее взялась привлекать к работе внештатных журналистов огромной страны, многие из которых позже даже попали в её штат. Обновление команды не только помогло успешнее работать, но и наполнило всесоюзный радиоэфир духом праздничности, молодости. И то, что передачи делались буквально «с колёс», мешало всевидящему в ту пору оку цензуры их притормаживать, а потому многое прощалось и пропускалось. Как отмечали критики, «то был по сути дела прорыв в будущее, в сегодняшний прямой эфир, пусть в малой степени, победа правды и живого слова. Новая программа ворвалась буквально в дом каждой советской семьи, став всеобщей любимицей».
А радиостанция «Юность» – явлением, открытием и надеждой. Возможно, потому вполне логичным было решение руководства Гостелерадио в 1976 году назначить столь успешного, как сегодня бы сказали, её «эффективного менеджера» руководителем ставшей тоже знаменитой Главной редакции программ для молодёжи ЦТ. Старшее поколение, конечно, вспомнит появляющиеся после его прихода туда одну за другой полюбившиеся всем программы «Весёлые ребята», «Вираж», журнал «Мир и молодёжь», не стареющую по сегодняшний день «Что? Где? Когда?». Продолжала вызывать добрый отклик тысяч и тысяч зрителей популярнейшая «От всей души». Тогда же в содружестве с Галиной Шерговой Широков возглавил уникальный проект – 60-серийный телефильм «Наша биография», отмеченный Госпремией СССР. Несколько неожиданным, правда, но, как оказалось, не менее плодотворным было его согласие на шесть лет возглавить отделение ТВ и радио в Венгрии. А после возвращения на родину снова ответственная должность первого заместителя главного редактора программы «Время», а затем зампредседателя ГТРК «Останкино», руководителя популярнейшей в народе радиостанции «Маяк». В сложные 90-е годы после начала реорганизации, а по сути, разрушения стройной системы Гостелерадио Широков уходит в семью политических обозревателей, где, конечно, опираясь на свой уникальный многолетний опыт, чувствует себя как рыба в воде. Его серия военных репортажей и полнометражный фильм о грузино-абхазском конфликте в 1992 году были высоко оценены широкой общественностью. Вместе с коллегами «ставил на крыло» телерадиокомпанию «Прометей» и телеканал АСТ. Возглавлял там службу информации, продюсировал публицистические программы, вёл еженедельную передачу «Постфактум», затем был шеф-редактором телерадиокомпании «Культура» ВГТРК.
Таков, пожалуй, далеко не самый полный, но, согласитесь, более чем впечатляющий творческий путь советника ВГТРК, легенды отечественного ТВ Евгения Широкова. Кстати, автора сценариев фильмов «Наша биография», «Нас водила молодость», «Портрет» и других. Лауреата Государственной премии СССР, премии Союза журналистов, общественной премии профессионального признания «Лучшие перья России», престижной премии «Телегранд-2007» и буквально недавно удостоенного профессионального звания «Легенда российской журналистики».
– Ну здравствуй, товарищ! – приветствую я своего давнего друга Евгения Петровича. Поскольку имел счастье познакомиться с ним ещё в бытность его главным редактором радиостанции «Юность». Как раз тоже тогда влившись в команду её внештатников, а ещё нас с ним роднит такая деталь: как и он, однажды изменил технической профессии, о чём, наверное, как и он, не слишком сожалею. Хотя как сказать? – вдруг начинаю сомневаться, поздравляя его с приближающейся славной датой – 90-летием. – Ведь ты с университетским дипломом экономиста наверняка мог и в этой отрасли достичь таких же высот? Не зря ведь говорят: талантливый человек талантлив во всём. Кстати, о чём были твои стихи, с которыми ты, как известно из твоей автобиографии, впервые появился в радиокомитете?
– С них и началась моя там работа. Какие стихи? Конечно, о космосе, вернее, предчувствии космоса, ведь на дворе 60-й год, первые месяцы, но что-то подсказало: «И, может, в такую же тихую полночь / Новейший Колумб, открыватель высот, / Послушным приборам скомандует: «Полный!» / И в лунную даль устремит свой полёт…» Вскоре мир заговорил о первом «космическом Колумбе» Юрии Гагарине… Что касается диплома МГУ, работа называлась громко: «Вывоз капитала из США после Второй мировой войны». Должен сказать, учёба в МГУ совсем не оказалась лишней в процессе моей работы политобозревателем.
С легендарным диктором отечественного телевидения народным артистом СССР Игорем Кирилловым
– Знаю, что от темы сегодняшнего состояния ТВ не уйти, поэтому спрошу, что тебя особенно не устраивает в этой области?
– Не хотел бы выглядеть ворчуном, критикующим бесконечное издевательство над «великим и могучим русским языком», хотя эти дикие ударения типа брЯцать оружием, путепрОводы, мощностЕй, как и бесконечные «фейки», «хайпы» «пиариться», уже, что называется, достали. Но главное, что поражает, – высокомерное небрежное отношение ко всему, что можно назвать нашим славным прошлым. Поэтому воодушевляет тот факт, что на телеканале «Культура» затеян цикл программ «Свидетели времени» о выдающихся тележурналистах Юрии Летунове, Анатолии Аграновском, Василии Пескове, других блестящих мастерах, отразивших эпоху. Думаю, это стало возможным благодаря тому, что возглавляет Государственное телевидение и радиовещание Олег Добродеев, свято относящийся к достижениям поколений, к великим нашим традициям. Может быть, всё-таки что-то сдвигается? Канал ТВЦ снимает фильм о «великом и ужасном» Сергее Лапине, который при всех крайностях, крутом своём нраве (испытал на себе целых 13 лет в качестве главного редактора) создавал основы качественного авторитетного телевидения и радио. Рад, что меня привлекли к участию в этом фильме.
И ещё одно прекрасное начинание, где мой опыт тоже пригодился. Давний соратник и товарищ Эдуард Сагалаев, стоявший у истоков создания нового российского телевидения, а впоследствии возглавивший Национальную ассоциацию телевещателей, сумел организовать весьма представительный фестиваль программ «Герой нашего времени». Само название говорит о стремлении поддержать наших коллег, работающих в регионах, в их творческом поиске настоящих действующих личностей – достойных сынов и дочерей России. В двух таких фестивалях – в Самаре и родной для меня Твери – мне довелось участвовать в качестве члена жюри. Какие жаркие дискуссии шли в ходе обсуждений! Какие талантливые работы получали призы и награды! Их героями были учёные, врачи, мастера производства. Что удивительно – жив этот фестиваль, устоял, несмотря на финансовые неурядицы и прочие сложности. Значит, всё-таки добро может побеждать. А я в связи с этим невольно возвращаюсь к дням работы нашей молодёжки над циклом «От всей души» с незабываемой телеведущей Валентиной Леонтьевой. Основными создателями и вдохновителями этой передачи были наши искусные редакторы Марьяна Краснянская (вечная ей память!) и Кира Прошутинская, продолжающая свой путь в тележурналистике. Это они неутомимо собирали по крохам уникальные факты, устраивали встречи героев через десятки лет, изобретали немыслимые повороты для будущих сюжетов! И всё – из жизни, всё – по правде, потому и становился событием каждый выход в эфир этой программы. Потому и шли за передачу, выходившую всего четыре-пять раз в год, нешуточные бои на уровне главных руководителей областей и республик. Доходило и до курьёзов. Мы готовили в Днепропетровске передачу для местных металлургов, и вот в день съёмки нас – Валентину Леонтьеву и меня в качестве главного редактора – вызывают на только что открывшийся областной партхозактив. Предлагается доложить, как будет строиться передача, кто герои, какие задуманы неожиданности. Мягко, с юмором мы этот запрос отклоняем, ведь всё до конца должно оставаться тайной. Рассказываем по ходу нашего отчёта какие-то байки. В протоколе актива было отмечено: заслушан вопрос о передаче «От всей души».
Народная любовь щедро проливалась и на замечательных артистов, участвующих в наших передачах, – Алексея Баталова, Владимира Ивашова, Олега Борисова и многих других. И когда я вижу телешоу, весь пафос которых сводится к тому, как разделить наследство умершего великого артиста, да ещё прибавляются всяческие дрязги, я вздрагиваю. Досадно, что всё это идёт в лучшее эфирное время, там, где когда-то зрителей ждали «Документальный экран» с Робертом Рождественским, «Очевидное-невероятное» с академиком Сергеем Капицей, «В мире животных» с Василием Песковым, «В добрый путь»… И всё же я счастлив: наша передача «Что? Где? Когда?», которую мы затеяли когда-то с редкостно одарённым режиссёром Владимиром Ворошиловым (я по его просьбе написал предисловие к книге «Феномен игры») остаётся в эфире десятилетия. Вот только лучшим призом за интеллектуальные взлёты были тогда книги. А сегодня, конечно же, – деньги. Куда без них…
Совсем не по-хозяйски разбрасывать накопленный тогда наш бесценный профессиональный опыт как бесхозное имущество. Недавно ушедший от нас мой замечательный коллега Игорь Кириллов как-то заметил: «Телевидение – не бизнес, а искусство общения с народом». Этим сказано всё. Мне Игорь Леонидович особенно дорог, поскольку более полувека мы с ним дружили и творчески, и чисто по-человечески. Помню, ещё работая на Всесоюзном радио и зная о его актёрском образовании, я пригласил Кириллова почитать в эфире что-нибудь из литературы. Эффект превзошёл все ожидания – он оказался блистательным артистом, чуждым всякой пафосности. Буквально купался в материале, наполненном юмором, вдребезги разбивая моё представление о нём как о главном глашатае страны. Юмор, острая шутка шли за ним по всей его жизни. Будучи рядом с ним в составе квалификационной комиссии дикторов, наблюдал за его ненавязчивыми, но столь необходимыми для овладения этой профессией уроками мастерства. Школа – вот чего не хватает ведущим нашего не в меру разросшегося ТВ. Не забыть мне и его участия в нашей с ним передаче, посвящённой четверти века со дня начала Великой Отечественной. Он не только обаял собранных на неё рожденных 22 июня 1941 года, но и сумел их вовлечь в атмосферу откровенного общения о пережитом, о судьбах детей войны, переживших это совсем непростое время. А логической точкой той волнующей встречи стало инициированное им общее исполнение «Катюши».
– Поговорим о тебе как о человеке, умеющем украсить остроумной поэтической строкой любое праздничное событие у твоих коллег и друзей. Только в моём доме бережно хранится не один десяток таких дорогих сердцу поздравлений. Думаю, тем же самым могут похвастать и многие другие. Как тебе удаётся не только сохранять эту свежесть пожеланий, но и постоянно всех хорошо знающих тебя радовать и удивлять?
– Знаешь, наверное, к этому подталкивают сами личности – случайных друзей, как ты знаешь, у меня никогда не было… Перечислять особенно дорогих мне, думаю, тебе не надо. Потому напомню всем им накануне моего юбилея особенно дорогое для меня пожелание, которое адресую снова им всем. Подтолкнула меня к этому песня «Давайте прощаться, друзья» Юрия Визбора, кстати, одного из инициаторов передачи «Здравствуй, товарищ!». Я с ним ну никак не мог согласиться, потому назвал своё пожелание «Давайте встречаться, друзья!». Там есть такие слова: «Давайте почаще сходиться не только с вином за столом, пока узнаваемы лица, глаза с озорным огоньком. Друг другу едва ли сумели всё-всё рассказать не тая. Пока не ползём еле- еле, давайте встречаться, друзья! Давайте шутить, улыбаться. Без юмора жить нам нельзя. Коллеги, товарищи, братцы! Давайте встречаться, друзья!»
Беседу вёл Анатолий Журин