Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 29 октября 2019 г.
  4. № 44 (6711) (30.10.2019)
Искусство Интервью

Жизнь актрисы и судьба театра

Ирина Мазуркевич: «Я всегда сочувствую женщинам»

29 октября 2019
Народная артистка России Ирина Мазуркевич

90-летний юбилей отмечает Санкт-Петербургский театр комедии имени Н. Акимова. «ЛГ» встретилась с одной из самых известных театральных актрис города на Неве Ириной Мазуркевич. Зритель знает её по ярким ролям в спектаклях на этой сцене («Зойкина квартира», «Средство Макропулоса», «Визит дамы», «Виндзорские проказницы», «Бешеные деньги», недавние «Энергичные люди»).

– Ирина, вы были хорошо известны театральной публике ещё задолго до Театра комедии, когда играли в Театре Ленсовета.

– Театр Ленсовета был продолжением учёбы, а здесь я подтверждала профессию. Я очень люблю Театр комедии и даже не представляю, где бы я ещё могла в Питере работать. У меня всё складывалось здесь удачно, я вводилась в прежние постановки и получала новые роли, которые быстро становились любимыми. Я с 1988 года в Театре комедии, это так много. И столько было интересного, по сути, это долгая жизнь.

– У вас в целом счастливая актёрская судьба?

– В целом – да. Бывали сложные периоды, но я никогда не отчаивалась. У всех актёров бывают периоды простоя или просто не очень тучные на роли годы. Но этот опыт тоже надо использовать себе на благо.

– Какая роль была для вас первой по-настоящему знаковой в Театре комедии?

– Пожалуй, это «Средство Макропулоса». Хотя я до этого уже лет десять проработала в театре и у меня была уже «Зойкина квартира», и «Биография», и другие интересные для меня роли. Это была та роль, которая становится твоей настолько, что ты не понимаешь уже, кто мог бы её сыграть, кроме тебя. Когда ты ночью думаешь о нюансах роли, когда ты примеряешь всё на себя, на судьбу женщины и вообще – на всё человечество.

У меня очень часто роль начинается с отрицания, мне кажется, что я к роли не подхожу, а потом актёрский организм начинает входить в роль и уже жить ею.

– А какой спектакль стал за эти годы самым трудным?

– Я уже много лет люблю репетиции. В начале актёрской жизни это не так, кажется, что выучишь слова – и само как-то сыграется. И только потом понимаешь, что чем больше ты себя пробуешь на репетициях и не стесняешься попыток, тем лучше результат.

Нет, не было у меня ничего сложного в последние годы.

Со всеми режиссёрами, которых часто приглашает художественный руководитель театра Татьяна Казакова, было легко и интересно. Это огромный плюс моей жизни в Театре комедии – возможность работать с разными режиссёрами. Театр – это коллектив, и у меня со всеми хорошие отношения. И я этим очень дорожу. Но театр – это ещё и династия, мы все носим фамилию Акимова, и это надо ценить.

– Ваша роль в «Визите дамы» – это такой парафраз к «Средству Макропулоса»: сильная и яркая женщина со сломанной судьбой, готовая ломать жизни других людей. Вы – лирическая героиня, как вам далась эта гротескная, драматическая, насыщенная отрицательными эмоциями роль?

– Татьяна Сергеевна Казакова давно говорила о своём желании поставить эту пьесу. А я знала, что ей можно доверять в выборе актёра на роль. Если она не видит актёра в этой конкретной роли – ничто, никакие хорошие отношения не помогут. Если она предложила роль – у неё есть решение, есть режиссёрский план и нужно просто довериться режиссёрской воле.

И в «Визите…», и в «Средстве…» женщина проходит один и тот же тяжкий путь падения, и она мстит за свою боль, даже не мстит – а хочет изжить её, преодолеть свой надлом.

У Казаковой вообще хорошо получается ставить про любовь. Любовь проходит через все её спектакли. И зрителям это тоже интересно. На историю любви мужчины и женщины нанизывается весь спектакль. В «Визите дамы» главных персонажей можно представить как любовную пару, это не старики-инвалиды, это люди, ещё полные сил. Зритель может представить их молодой парой, их дальнейшую жизнь, которой не случилось, и от этого испытать горечь и сочувствие к ним.

– Я писала рецензию для «ЛГ» на «Визит дамы» ещё в 2014 году, и для меня вы в этой роли были настоящим открытием: ужасная и жестокая вначале, ваша героиня становилась по мере развития роли женственной, ранимой, даже соблазнительной. А каково ваше отношение к другой героине – Вере Сергеевне из «Энергичных людей», этой советской мещанке из торговой среды, вдруг собравшейся честно сообщить в прокуратуру о махинациях мужа и его дружков?

– А ведь этот спектакль тоже про любовь. Героиня обнаружила записку в кармане мужа от, как она думает, любовницы. И всё, она готова наломать дров. Она хочет мести, она страдает. Отсюда это – «я иду в прокуратуру», хотя, может быть, она бы и не пошла туда. Просто – обида женщины, боль, слёзы.

– Вы так сочувствуете своей героине, что она в спектакле кажется более привлекательной, чем в пьесе Шукшина.

– Конечно, я всегда люблю женщин и сочувствую им (улыбается).

– Вообще, актуальность этой пьесы удивляет. Хотя речь в ней о советских спекулянтах 70-х годов, но невольные ассоциации делают её современной социальной сатирой.

– Да, только цифры и масштабы воровства стали другими (улыбается).

В этом и мастерство Казаковой, которая выбирала пьесу, – она умеет находить актуальное в давно известном драматургическом материале. Поэтому в театре должен быть художественный руководитель, который строит творческую политику театра, его художественное направление. Конечно, в современном театре есть пьесы, так сказать, бульварные, спектакли для публики, которая приходит смотреть «эстраду». Но большинство наших спектаклей, практически все – непустые, в них есть над чем подумать и поплакать.

– Как строится ваше сотворчество с Казаковой-режиссёром?

– Оно не сразу началось. Татьяна Сергеевна меня долго не занимала в своих спектаклях. Мы начали с ней со спектакля «Хочу сниматься в кино» с А. Равиковичем. Сначала мне было трудно, Казакова всё показывает сама, она ведь изначально – актриса, хорошая характерная актриса. А мне нужно было изнутри найти все ходы. Но потом стало легче, я стала понимать её режиссёрскую работу с актёром, и теперь я могу подсказывать молодым актёрам, объяснять им, как режиссёр видит роль. И когда я смотрю со стороны, я практически всегда согласна с её рисунком роли.

– Что вы не сыграли и жалеете ли об этом?

– Никогда не жалею. Я и тех ролей, что сыграла, изначально не представляла для себя.

– Какую пьесу вы хотели бы увидеть в современном театре вообще и в Театре комедии в частности?

– Я любила играть Макса Фриша. И я вообще люблю интеллектуальную драму. Я люблю детективы, но их в театре играть не очень интересно. Там роль зажата в определённых рамках.

– Последний вопрос. У вас есть своё видение того, как будет развиваться театр?

– Сейчас всё зависит от того, как будет развиваться общая ситуация в стране. Я думала, что будут несколько знаковых театров и много антрепризы. Но для антрепризы нужны финансы, деньги у самих зрителей, а сейчас всё куда-то утекает, всё заваливается. К сожалению, то, что с таким трудом налаживалось, рушится… Предсказать ничего нельзя.

Беседу вела

Мария Фомина, искусствовед, Санкт-Петербург

 

Тэги: Театр Кино СанктПетербург Мария Фомина Ирина Мазуркевич
Обсудить в группе Telegram

Мария Фомина

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Театральное дело Романа Акимова

    14.04.2025
  • Не убивайте ангела в себе

    06.11.2024
  • Как талантливо заставить вас упасть в обморок

    20.10.2024
  • ГАБТовские «Байки» для детей и взрослых

    19.10.2024
  • Принято «большинством голосов»

    17.10.2024
  • Театр нельзя законсервировать

    347 голосов
  • „Читая эту мерзкую книжку“

    192 голосов
  • Ёлки-палки и просто сказка

    143 голосов
  • Нельзя промолчать!

    107 голосов
  • От Ёжика до катарсиса

    101 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS