Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 09 марта 2021 г.
Литература Библиосфера

Несчастливы по-своему

09 марта 2021

Денис Драгунский. Богач и его актёр. – М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2020. – 443 с. – 3500 экз.

Когда за плечами расстилается выжженная почва прошлых лет, а ноздри закладывает от едкой гари старых неудач, даже в самом уютном месте невозможно обрести покой. Призраки былого гораздо безжалостнее и изощрённее привидений, которыми пугают в страшных историях. В роскошном отеле, где происходит действие романа «Богач и его актёр» Дениса Драгунского, нет никакой мистики, но в комфортабельных номерах почти также неуютно, как в «Оверлуке» из «Сияния» Стивена Кинга.

Престарелый актёр Дирк фон Зандов некогда сыграл миллиардера Ханса Якобсена в успешном фильме и даже получил «Оскара» за эту роль. Дни славы остались далеко позади. Бывшая звезда влачит тоскливое одинокое существование. Потратив последние деньги, он снимает номер на сутки в дорогом отеле, где много лет назад под руководством самого Якобсена и режиссёра Россиньоли блистал в триумфальной роли. Тогда он был окружён вниманием и славой, а теперь у него нет даже денег на обед. Пожилому неудачнику остаётся лишь падать в пропасти воспоминаний и видеть в администраторе Лене доброго ангела, способного избавить его от страданий.

Денис Драгунский пронизывает текст романа антисаспенсом. Умелая имитация старческого хода мысли – неспешного, путаного, утрачивающего различие между вымыслом и реальностью – вводит в заблуждение, будто здесь нет места ничему, кроме мазохистской ностальгии и показушного страдания. Оттого подлинные намерения фон Зандова, его желание насладиться всепожирающей красотой разрушения вскрываются по-настоящему внезапно. Уже потом становится понятно, сколько намёков на роковое решение разбросано по тексту: и воспоминания о неразорвавшихся бомбах в послевоенных городах, и взрывная натура Сигрид – сестры Якобсена.

Кстати, именно в её образе сосредоточена вся динамика романа. Интеллектуальные диалоги, мутные воспоминания и изнурительное самобичевание образуют событийный штиль, но каждое появление Сигрид приносит то лёгкую рябь, то пенистые барашки нарастающих волн. Робкая девочка – жертва педагогических экспериментов матери – превращается в дерзкую особу, мотающуюся по миру с очередным непризнанным гением. Её эпатажность с циничными высказываниями («Убийство – это тот же секс») и инцестуальным влечением к брату постепенно заплывает жиром и безысходностью.

Рассказ Якобсена о своём прошлом местами отдаёт исповедальностью. Секулярный двадцатый век лишил это христианское таинство актуальности (зачем каяться, если небеса пусты?), но не отменил потребности в нём. Различные заменители, порождённые необходимостью излить душу, не всегда срабатывают – хоть в мемуарах, хоть на кушетке психоаналитика всегда есть соблазн слукавить. Драгунский находит интересную ситуацию, когда требуется максимальная откровенность, – если Якобсен не откроет себя актёру, не станет для него расходным материалом, тот не сможет воплотить на экране его подлинный образ.

В рецензиях Лидии Масловой («Известия») и Ольги Бугославской («Знамя») книга Драгунского рассматривалась в контексте мирового кинематографа: образы режиссёра Россиньоли и актёра фон Зандова легко раскладываются на несколько реальных прототипов. Поиск отсылок к Феллини или Антониони может доставить отдельное интеллектуальное удовольствие, однако упоминание «Анны Карениной» – фон Зандов когда-то играл красавца Вронского – обнаруживает русский след. «Все счастливые семьи похожи друг на друга...» – знаменитая идея Льва Толстого причудливо преломляется здесь в судьбах отдельных людей: на одного Ханса Якобсена с типичной историей успеха приходятся его жена, его сестра и его актёр, которые несчастливы по-своему.

Камерная уединённость настоящего, заключённого в отельном номере, и неохватные просторы прошлого в книге Драгунского перекликаются с происходящим в романе «Дождь в Париже» Романа Сенчина. Два писателя придерживаются разных эстетических принципов, но если убрать из обеих книг все флешбэки, в каждой из них останется лишь одинокий неудачник, который пытается убаюкать капризные воспоминания. Только герой Сенчина не скупится на алкоголь, а фон Зандову приходится рассчитывать на щедрость и сострадание сговорчивого бармена. В экзистенциальном плане у Драгунского ситуация более тревожная: в «Дожде в Париже» у персонажа ещё есть время, чтобы удержать катящуюся под откос жизнь, хотя аморфность характера помешает ему это сделать. Фон Зандов в силу возраста уже неспособен что-либо исправить. Ему, как и герою новеллы Марка Твена «Пять даров жизни», утратив наслаждение, любовь, богатство, славу, остаётся лишь страдать от бессмысленного надругательства старости и ждать смерти, которая с первых строк кажется единственно возможным исходом.

Драгунский помещает действие романа в конкретное историческое время. Однако место действия – страну, в которой легко узнаётся Швеция, – он упорно не называет. Эта безымянность создаёт ощущение какого-то параллельного мира. Мальчик и девочка, носящиеся по отелю, а также женщина с бизнес-семинара, слишком осведомлённая о прошлом фон Зандова, усиливают ощущение ирреальности. Из-за того и место действия порой кажется чем-то вроде буддийского бардо – промежуточного состояния между перерождениями, и администратор Лена видится не столько неравнодушной девушкой, сколько ангелом смерти.

В оранжерее романа «Богач и его актёр» Денис Драгунский вместо привычных цветов успеха обихаживает сорняки неудач. Писатель создаёт обескураживающую историю неуспеха, судьбы человека, свалившегося с самой вершины вместе с грузом обманутых ожиданий, наивных заблуждений и бытовой трусости.

Тэги: Книжный ряд Александр Москвин
Обсудить в группе Telegram

Александр Москвин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Хроника подвига

    02.05.2025
  • Калейдоскоп жанров

    14.02.2025
  • На дальней станции сойду…

    29.08.2024
  • Возвращённая земля

    28.06.2024
  • Семнадцать градусов дождя

    26.04.2024
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Итальянское соло для русских судеб

    117 голосов
  • Полёт над границами века

    88 голосов
  • Самый объёмный за всю историю

    81 голосов
  • Листая века и виденья

    75 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS