В XIX веке на Садовом кольце росли сады – почему бы не вернуть хорошую традицию? 200 лет спустя здесь разобьют сотню садов: более полутора тысяч деревьев планируют высадить в открытый грунт. На Садовой-Триумфальной и Земляном Валу «вырастут» липы, на Смоленской площади и Валовой улице – груши уссурийские; визитной карточкой Садовой-Спасской и Зубовского бульвара станут вязы, Садовой-Черногрязской и Зацепского Вала – рябина. На Садовой-Кудринской и Нижней Краснохолмской зашелестит кронами ольха, на Крымском Валу в районе Парка Горького и Смоленском бульваре – ясени, на Садовой-Сухаревской – лещина, на Новинском бульваре – клёны, на Крымском Валу у Калужской площади – яблони.
Кстати, липовые аллеи на Тверской – тоже атрибут «хорошо забытого старого»: деревья, называемые в народе дворянскими, вырубили на этой улице в 1990-х годах. В рамках программы благоустройства на старом месте высадят 90 лип – их корневую систему защитит от грязи двойной бордюрный камень. Ещё 100 деревьев морозоустойчивых пород, подобно живой изгороди, отделят пешеходную зону от проезжей части Таганской улицы. А на Новом Арбате укоренятся 180 деревьев разных видов.
Пётр Бирюков подчеркнул, что обновления коснутся не только центра Москвы. «В 2016–2017 году благоустроят семь въездных групп: Рублёвское, Варшавское, Ярославское, Ленинградское, Каширское, Можайское шоссе и Ленинский проспект. Затем, в ближайшие три года, будут благоустроены все вылетные магистрали города», – пообещал заммэра.
Напомним, городская программа «Моя улица» стартовала в 2014 году. «От улицы для автомобиля мы переходим к улице для человека», – пояснил Пётр Бирюков. Действительно, ещё недавно Арбат был единственной пешеходной улицей Москвы, длиной чуть более километра, а сегодня в столице уже 72 прогулочные зоны общей протяжённостью 100 километров! Кроме того, реконструировано 140 улиц и площадей – это ещё 230 километров, ориентированных на пешеходов и учитывающих интересы автолюбителей. По словам заместителя градоначальника, программа «Моя улица» определит облик столицы до середины XXI века.
Познакомиться с проектами реорганизации общественного пространства, получить консультацию специалиста, задать вопросы и высказать предложения горожане могут в специальных информационных центрах, открытых в десяти МФЦ «Мои документы» Центрального административного округа столицы.\
Прямая речь
Александр Раппопорт, заместитель директора Ботанического сада МГУ имени М.В. Ломоносова, член Экспертного совета Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москва, кандидат биологических наук:
– Я как специалист в области зелёных насаждений рад, что принято решение увеличить долю зелёных пространств. Деревья выделяют кислород, с появлением деревьев среди асфальта меняется микроклимат. Происходит увеличение влажности, уменьшение пыли и снижение температуры: пусть на один-два градуса, но в жаркую погоду это ощущается, и москвичам будет гораздо комфортнее.
Сергей Пальчиков, президент НПСА «Здоровый лес», руководитель московской школы по уходу за деревьями «Здоровый лес», руководитель Центра исследований древесных растений МГУЛ, член Совета по сохранению природного наследия нации, кандидат сельскохозяйственных наук:
– Честно говоря, был приятно удивлён смелостью нашего градоначальника. Это очень мощный поступок, так как любые изменения в городской среде первоначально всегда наталкиваются на какое-то возможное неприятие. Важно, что было учтено мнение жителей, – это происходит далеко не в каждом городе. Я, когда знакомился с этой программой, понял, насколько наша Москва станет действительно комфортной и безопасной. Да, необходимо потерпеть какое-то время, безусловно, мы столкнёмся с небольшими неудобствами…
На Тверской мы уже больше 20 лет не наблюдаем никаких зелёных насаждений. А здесь у нас есть шанс, что в самом центре города сформируется прекрасная экологическая ниша.
Норайр Блудян, заведующий кафедрой «Автомобильные перевозки» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета» (МАДИ), член научно-технического совета Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта:
– Москва начинает превращаться из города для транспорта, офиса, работы в город для жителя, для человека. Это абсолютно правильный тренд. С точки зрения общего развития города, особенно градостроительной политики, лет 10–15 назад были сделаны колоссальные системные ошибки, которые сегодня в рамках программы «Моя улица» и других проектов шаг за шагом исправляются.