Минувшим летом в Конституцию РФ внесли поправку о защите исторической правды (ч. 3 ст. 67.1). Вряд ли кто-то сомневается в её необходимости. Кто управляет прошлым, управляет и будущим. Появится ли у нас поколение манкуртов? Сможем ли мы противостоять фальсификациям? Вопросы не надуманные. На них искали ответ участники круглого стола «Информационная политика Российской Федерации и защита исторической правды», который состоялся на днях. Его вёл председатель Комиссии Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со СМИ, публицист Алексей Пушков.
В своём выступлении советник министра обороны Андрей Ильницкий твёрдо заметил, что нам надо действовать в информационном противостоянии наступательно, проявлять больше воли, расширять сети коммуникаций. «Вы сказали «больше воли», – вдруг вступил в разговор помощник президента РФ Владимир Мединский. – Совершенно согласен. Спросите у любого школьника, кто такой генерал Власов? Все знают. А спросите, кто такой генерал Михаил Ефремов? Не вспомнят. Про Власова всюду слышно, а о Ефремове?.. Хотя он – образец офицерства. Не сдался врагу ценой жизни. Но уже три года бюст ему не удаётся поставить в московском районе Хамовники. Против этого несколько местных депутатов... По сути, объявили на районном уровне войну памяти. Почему не считаются с мнением других москвичей? И почему, спрашиваю себя, мы не проявим больше воли, не воздадим герою должное?»
Эмоции помощника президента понятны. В боях под Вязьмой 19 апреля 1942 года командарм Михаил Ефремов был тяжело ранен и, чтобы не попасть в плен, застрелился. О 33-й армии Ефремова известно, что в ней не было ни единого факта коллективной сдачи в плен. Сражались до последнего патрона. Звание Героя Российской Федерации Ефремову присвоили только в 1996 году. А в 2011-м Патриарх Кирилл дал разрешение на его отпевание, отметив в резолюции: «Согласен с необходимостью возродить память о героической борьбе генерала Михаила Ефремова и о его верности Родине и солдатскому братству».
Приведённый эпизод с круглого стола отражает его тональность, настрой участников. Собрались не отбыть номер и «засвидетельствовать», а поделиться наболевшим. Не все успели высказаться – времени не хватило, хотя встреча длилась почти два часа.
Вернусь к выступлению Ильницкого. Он подтвердил фактами и суждениями свой уже известный тезис, что против России, её жителей, особенно молодёжи, Западом развёрнута ментальная война – война на уничтожение нашего мировоззрения и духовных ценностей. Если при Трампе, считает Ильницкий, нас больше «напрягали по внешнему контуру» (Украина, Грузия, Прибалтика и пр.), то теперь, продолжая и это, главное видят в развёртывании гибридной войны без военных действий на территории самой России. Привёл слова бывшего посла США в РФ Майкла Макфола, призывающего работать напрямую в России с её обществом, минуя Путина. Важная роль отводится киберкомандованию, созданному в Пентагоне ещё десяток лет назад. Атаки всего информационнопропагандистского арсенала будут, по мнению Ильницкого, направлены на нашу историю (1), институт президентства и прямо на Путина (2), на силовые структуры, а скоро и на армию (3), на РПЦ (4), на молодёжь (5). Особо остановился на «деньгах». Если сравнивать средства, выделяемые на противостояние с нами в США, с тем, что получает, например, Россотрудничество, это как небо и земля.
Вскоре выступила представитель этой организации – Надана Фридрихсон. Вначале пошутила: денег нет, но мы держимся! Сделав упор на ситуации в социальных сетях, приведя примеры, как забаниваются работы наших документалистов по Беслану или теракту на Дубровке, Фридрихсон сделала вывод: мы не сможем противостоять и не победим, если не создадим свои, конкурентоспособные платформы. Очень жаль, отметила Надана, что наши частные компании и богатые люди не вкладываются в проект.
Действительно, почему не вкладываются? Лучше яхту новую купить?
Вступивший в разговор Алексей Пушков пояснил, что «Газпром-медиа» работает над такого рода отечественной платформой и, видимо, в мае – июне появятся результаты. Что ж, ждать недолго.
При этом, видимо, не только у автора репортажа возникает вопрос: как сопрягается то, что одной рукой одна и та же корпорация создаёт «патриотическую» площадку в Сети, а другой рукой поддерживает «Эхо Москвы», где есть место не только смелым, пусть и спорным, идеям и суждениям, но и высказываниям русофобского толка?
«Информационная политика формируется не только платформами, не только СМИ, – заметил главный редактор журнала «Историк» Владимир Рудаков. – Очень важна роль школы. Особенно учителей истории. От них многое зависит, к их заботам и проблемам надо быть внимательнее». В ходе опроса учителей-историков Москвы, отметил Рудаков, выяснилось, что 78 процентов жалуются на нехватку достоверных материалов, осмысленной информации о событиях 1990-х годов, которые изменили жизнь страны. Как их подавать? На подходе поколение, которому не так легко осознать смысл того бурного периода, крепко связанного и с 1960-ми, 1930-ми годами... Цепь времён нельзя разрывать.
Тут, кстати, не так уж всё плохо. Сенатор от Севастополя Екатерина Алтабаева пришла не с пустыми руками. Рядышком с ней лежал на столе солидный трёхтомник по истории Юго-Западного Крыма и Севастополя. Это, без преувеличения, академический труд. Работу выполнили в сжатые для её масштабности сроки – за три года. Алтабаева поблагодарила всех, кто, не жалея сил, в ней участвовал, в том числе Российское историческое общество и его председателя Сергея Нарышкина, фонд «История Отечества», Институт российской истории РАН и его директора Юрия Петрова. Она упомянула «сопредельную страну», где надругательство над исторической правдой теперь норма и суть государственной политики. Исследование наших историков – это и ответ на украинские исторические фантазии, и надежда, что фундаментальный труд дойдёт и туда. Ведь там, как отметил Алексей Пушков, создаётся система антиисторических мифов, а это даже не ревизия истории, это антиистория с целью обоснования антироссийской Украины.
Остро и эмоционально выступила сенатор от Республики Крым Ольга Ковитиди (чем не удивишь тех, кто хоть раз видел её в эфире). Но речь повела не только об Украине. Вопрошала: почему всё то, о чём мы и многие другие говорим, всё очень правильное и полезное, не реализовывается? На самом деле – почему? А вот ещё одно её высказывание, названное ею «крамольным»: цензура в государстве российском нужна! Конечно, как чуть ранее заметил подключавшийся к разговору по видео председатель Книжного союза Сергей Степашин, «надо поаккуратнее с законами, они должны быть аргументированными и точными». Но проблема беспредела (вольная трактовка прошлого, бесконечные стрелялки-душилки, «сладкая жизнь», отказ от создания образов «людей труда») в нашем медийном и кинопространстве налицо. Немало выходит книг, лживых с точки зрения истории. Странно и то, как заметил сенатор Сергей Берёзкин, что мы чересчур терпимы к зарубежным корреспондентам, аккредитованным в России и всё более злобно и лживо пишущим о ней. Наших же журналистов за рубежом преследуют подчас ни за что или отказывают в визах.
...Дискуссия «на заданную тему» не ограничилась высказываниями. В ходе её сенатор Владимир Джабаров предложил обратиться к мэру Москвы и в Мосгордуму с письмом в поддержку установки бюста командарму Михаилу Ефремову в Хамовниках. Идею сенатора встретили горячо. Спустя день я связался с Владимиром Михайловичем по телефону, он подтвердил, что письмо готовится и уйдёт к адресатам. Мы не вправе забывать о жертвах репрессий, беззакония, чем обеспокоены хамовнические депутаты, но математически (и так, мол, много бюстов, «победобесие») подходить к увековечиванию памяти настоящих героев также не должны. Конечно, «ЛГ» поддерживает такое обращение.
Владимир Сухомлинов
В ТЕМУ
31 марта Совет Федерации одобрил законопроект об ужесточении ответственности за оскорбление ветеранов Великой Отечественной войны.
Вводится уголовная ответственность за «оскорбление памяти защитников Отечества, а равно унижение чести и достоинства ветерана Великой Отечественной войны».
К лицам, совершающим такие действия, могут быть применены санкции вплоть до лишения свободы на срок до трёх лет. Если преступление совершится группой лиц по предварительному сговору – до пяти лет.
Аналогичными станут наказания за публичное отрицание фактов, установленных приговором Нюрнбергского трибунала, распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны. Неуважительное отношение к памятным датам и дням воинской славы России также отныне уголовно наказуемое деяние.
Мединский, насколько мне известно, до сих пор не извинился перед русским народом за то, что одобрял установку памятной доски Маннергейму. Соответственно, его эмоции лично меня не трогают. Необходимо просто разобраться в ситуации, а не обвинять людей.
Генерал Ефремов - безусловный Герой. Разумеется, памятник должен быть. Это бесспорно. Просто все должно быть сделано в соответствии с существующим порядком.
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться