«Нужно, чтобы то, что составлено из земли, - и возвратилось бы в землю, а потом взошло бы на небо, приняв в земле чистейшую жизнь чрез отложение в ней плоти; нужно, чтобы тело чрез смерть, как бы чрез огонь в горниле, подобно злату, очистившись от всего мрачного и грубой тяжести брения, восстало из гроба нетленным, чистым и озарённым светом бессмертия». - Эти слова принадлежат св. Иоанну Дамаскину На Успение 754 года святой сказал проповедь в Иерусалиме - над Гробом Пречистой, завещавшей похоронить Себя в Гефсимании, у подножия горы Елеонской, неподалёку от того места, где прошла последняя ночь земной жизни Её Сына.
По свидетельству византийского Церковного историка Георгия Кедрина, преставлению Богородицы предшествовало как бы второе Благовещение: «Пресвятая Дева, однажды, коленопреклоненно молилась на том самом месте, где некогда молил о Чаше Божественней Сын Её, - тогда внезапно предстал перед Нею Архангел Гавриил, и, вручая Ей знамение победы над телесною смертью, ветвь от райского финикового дерева, - возвестил Ей о скором Её преставлении, долженствующем совершиться через ТРИ ДНЯ». Георгий Кедрин пишет, что ветвь эту нёс по Успении перед гробом Богородицы М апостол Иоанн Богослов.
Обстоятельства кончины Приснодевы, как и всё связанное с нею, изложены в труде некоего Левкия - младшего современника апостолов. Апокриф этот весьма древний, и относится к началу второго столетия христианской эры; фабула его совершенно совпадает с Успенской православной службой. По утверждению Левкия, нареченный сын Пречистой апостол Иоанн и первый епископ Иерусалимский Иаков Брат Божий уведомили всех верных о грядущем Успении Богоматери. Апостолы чудесным образом были восхищены из разных краёв - во Святой Град Иерусалим. Только апостол Фома, по особому смотрению Божию, не успел проститься с Матерью Спасителя. Далее апокриф «Успение Марии» отмечает, что Богородица была погребена на Гефсиманском кладбище, близ Иосафатовой долины, рядом с могилами родителей Её – свв. Иоакима и Анны, в одной из трёх на тамошнем участке кладбища гробниц - крайней к востоку.
В 1972 году археологу и крупнейшему специалисту по ранним христианским памятникам францисканцу Беллармино Багатти выпала честь подтвердить абсолютную точность топографических указаний Левкия. Способствовало открытию очередное наводнение: зимой 72-го подземный храм Успения Божией залило сильнее обычного. «Несчастья нередко оказываются провиденциальными, - говорится в докладе профессора-монаха. - В прошлом, когда Сестра наша Вода завершала своё поклонение святыне, хранители её, греки и армяне, заменяли в храме облачения и как только стены малость обсыхали - белили их заново. Но на сей раз было решено проделать более основательную работу. Когда обвалилась штукатурка, нашим глазам представилась каменная стена погребального помещения Девы Марии. Я изучил смежные со склепом Её остатки некрополя первого века. Там и обнаружились все три гробницы.»
Сорок восемь ступеней широкой каменной лестницы, по которым в Успенские дни буквально стекает горячая восковая река, образованная тысячами расплавленных свечей, ведёт в подземный храм. В пятом столетии над высеченной в скале гробницей Приснодевы стояла богато изукрашенная церковь византийского стиля, а ступеней было всего двадцать, но с тех пор а точнее, со времён крестоносцев, - уровень почвы изменился и Успенский храм как бы погрузился глубже в каменистый грунт.
За три дня до Успения православное духовенство Иерусалима переносит в Гефсиманию серебряную Плащаницу - в воспоминание о тем скорбном дне, когда апостолы перенесли из дома ап. Иоанна на горе Сион Пречистое Тело Богородицы. Кстати, В календаре, составленном ещё до эпохи крестовых походов в Иерусалиме, значится праздник «перенесения Тела Марии от горы Сион в Гефсиманию». А 14 августа по Церковному календарю, за день до праздника, Патриарх Иерусалимский и всё Святогробское Братство шествуют по Крестному Пути по направлению к воротам святого Стефана (они же – известны как Львиные, и - врата Госпожи Марии). Несколько в стороне от них, за Кедронской долиной, и находится храм Успения – гробница Пресвятой Богородицы.
...На третий день по Успении Богородицы в Гефсиманию пришёл безутешный апостол Фома, - и рыдая, склонился над гробовой пещерой. Пожалев его горе, прочие ученики согласились отвалить камень, заграждающий доступ в гробницу, однако Пречистого Тела в ней уже не было, ибо Пресвятая Богородица «как бы сном на малое время смертию уснула, вскоре от нея яко ото сна, воспрянула, и мертвостъ гробную, как сонное от очес дремание оттрясши, узрела безсмертную в свете Лица Господня жизнь и славу» (из Успенского Канона)
(Из готовящейся к печати книги Ю.Г. Милославского «Материалы к Церковному Календарю»)
Copyright by Yuri Miloslavsky