Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 10 апреля 2013 г.
  4. № 15 (6411) (10.04.2013)
Искусство

На Пушкина щедрость не распространяется

10 апреля 2013

Ситуация, описанная в статье Е. Игнатовой «Плохие все, кто не похож на нас?», далеко не столь однозначна, как издалека её представляет уважаемая искусствовед. Не апологеты Кандинского  ворчат в Ульяновске на якобы «устарелого» Пластова, не дремучие невежды, не знающие его имени. Напротив: люди, считающие Пластова идеалом художника вообще, недовольны тем, что именем великого мастера бряцают не ради подъёма культуры родного края, а ради пресловутого имиджа области. 

Отсутствие подобострастного восторга по поводу столь громкой и щедрой премии в среде рядовых работников культуры объясняется заметным расхождением между декларациями и реальным состоянием дел. И грустным осознанием факта, что в ходе громких акций, как всегда, будут финансово согреты прежде всего столичные гости и иже с ними; что немалые миллионы снова утекут из области в карманы людей, безусловно, достойных, но ничем, кроме своего мимолётного появления, ульяновскую культуру не обогативших. Так, из десяти миллионов, ушедших в виде премий в ходе прошлогоднего культурного форума, 97 процентов достались приезжим, в том числе даже директору Спрингфилдского музея в США. То же самое, лишь в более крупном масштабе, ожидается и в связи с премией Пластова. Е. Игнатова писала, что, не будь Ульяновска, «её следовало бы учредить иным институтам». Истинно золотые слова. Давно бы следовало – и на федеральном уровне!

Год назад было громко объявлено о выделении 21 миллиона на местное книгоиздание. Я сразу воспылал надеждой издать давно готовый альбом о пушкиниане Анатолия Зыкова (речь о ней впереди), сразу подал заявку, смету и т.п. (на тысячу экземпляров нужна одна сорок шестая от этой суммы). В конце года звоню в наше министерство с вопросом, какая часть обещанной суммы уже выделена. Ответ был: «Ни копейки». На фоне утёкших 97 процентов это и неудивительно.

Теперь о пушкиниане. «ЛГ» в № 26 за 2008 г. рассказала о беспрецедентной акции: народный художник России, действительный член Академии художеств Анатолий Иванович Зыков подарил Ульяновску главное дело своей жизни – уникальный цикл «Сквозь штормы судьбы. Пушкин» – 220 полотен, литографий, рисунков, акварелей, ярко и образно повествующих о жизни и творчестве великого поэта; цикл, уже удостоенный серебряной и золотых медалей. Так вот, на открытии этой выставки-дара не было даже заместителей мэра и губернатора, дабы поблагодарить старого больного мастера, жить которому оставалось четыре месяца. Не говорит ли это об уровне именно культуры?

Будучи свидетелем зарождения этой идеи – переезда уже знаменитой пушкинианы из московской мастерской в Ульяновск, – я заполонил местные газеты призывами: «Приютим Пушкина!» (условием переезда было обещание постоянной экспозиции в будущем). Когда с этим же призывом был я в конце 2006 года у начальника областного департамента культуры Т.А. Ившиной, она ответила: «Я первая буду голосовать против – у меня на ремонты денег нет». Отозвался только ныне покойный директор заповедника «Ульяновск – родина Ленина» Александр Зубов, которому и была вручена при открытии выставки дарственная на все 220 экспонатов. И вот уже пять лет как бесценная пушкиниана томится в хранилище: от тематики заповедника она вроде бы далека, а министерство культуры вроде бы не знает о её наличии. На фоне громких самопоименований культурной столицей такое безразличие не может не удивлять. В 2011 году распределили двухмиллионные куши между вовремя осведомлёнными (и, как правило, иногородними) участниками невнятно озвученного конкурса «Современная культура России на территории Ульяновской области» (так и хочется добавить: «…лежит под замком»), где среди прочих были и лазерные шоу, и городок из картонных домов. Моя статья «Дорогой картон и бесплатные сокровища» заканчивалась словами: «Этот вопрос (об экспозиции пушкинианы. – Л.Н.) должен войти в конкретные планы нашего министерства культуры. Грех пренебрегать таким сокровищем!»

Недолго побывший министром культуры Геннадий Журавлёв готов был озаботиться вопросом её экспозиции, да и на мои слова, что надо бы в 2012 году издать готовый к печати альбом о зыковской пушкиниане, сказал: «Не просто в этом году, а к июню, к Пушкинским дням! Это же Год истории, Год русского языка! Запускайте!»

Но, увы, вскоре покинул пост, а слова нового министра о преемственности, похоже, остались словами. И вот уже год как альбом числится (опять же на словах) в разряде якобы приоритетных изданий, и боюсь, что это надолго. Уж если нет чувства простой благодарности бескорыстному мастеру, если вожди культурного фронта не представляют мощи воспитательного и патриотического потенциала пушкинского сериала – о чём ещё говорить? Право, подмывает написать министру культуры письмо с предложением забрать его властью весь цикл и передать тому городу, который примет его с любовью и пониманием. Зачем поощрять «собаку на сене»? 

Ещё пример. С 1965 года, когда не успели к открытию памятника И.А. Гончарову отлить запроектированную накладную бронзовую подпись-факсимиле писателя, на постаменте эта подпись просто покрашена бронзовой краской, как на сельском кладбище. Казалось бы, уж к 200-летию писателя постамент будет доведён до ума. Но нет, ни ноябрьское 2011 года моё напоминание  («Поставить последнюю точку. Бронзовую»), ни майские письма вплоть до губернатора, ни даже публикация в «ЛГ» (№ 27, 2012 г.) никого не колыхнули: не по силам «культурной столице» вырезать росчерк якобы любимого писателя из металлической пластинки. 

Не по силам обнародовать замечательный дар замечательного художника или хотя бы издать альбом о нём. Куда проще поражать страну двухмиллионными премиями, не утруждаясь насущными «мелочами».
Лев НЕЦВЕТАЕВ, лауреат Золотой Пушкинской медали творческих союзов России,
УЛЬЯНОВСК

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг Форум
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS