Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 20 апреля 2021 г.
Литература Дискуссия

Симфония текстов

Критика как самовыражение и самоумаление

20 апреля 2021
Белинский, как и другие великие критики, не просто «разбирал» произведения, но отталкивался от них, размышляя на волнующие его темы

Кого можно считать литературным критиком? Насколько самостоятельно это направление литературы? Над этими и другими вопросами размышляют Роман Сенчин, Филипп Хорват и Андрей Рудалёв.

Роман Сенчин:

– Я уверен, что литературную критику может писать любой читающий, мыслящий, имеющий своё мировидение человек. Ну и обладающий писательскими способностями, конечно.

Литературная критика – это не подраздел литературоведения, не часть филологии, это один из родов словесности наряду с поэзией, прозой, драматургией.

Литературный критик, в отличие от книжного обозревателя, литературного журналиста, не оценивает, не освещает окололитературные события, а занимается написанием своего текста, отталкиваясь от прочитанной книги или от многих прочитанных книг. Или опираясь на них.

Для меня идеал литературного критика – Дмитрий Писарев. Во многих статьях он лишь упоминает о том или ином произведении, а дальше развивает свои идеи, которые у него возникли во время или после прочтения произведения. И мне интересен автор, а скорее даже лирический герой Писарева. Я с удовольствием и пользой читаю его статьи о произведениях, которые не читал да и не буду читать.

Так или почти так писали и Добролюбов, Чернышевский, Михайловский, Ткачёв, Плеханов, Луначарский, Троцкий, Ленин. Они видели в художественной литературе силу, которая может изменить мироустройство, вернее, с помощью художественной литературы пытались его изменить. Нечто подобное было и в 1960-е, и в 2000-е.

Читать подробный анализ определённого произведения интересно разве что автору этого произведения. Читать статью человека с позицией (эстетической, политической), который иллюстрирует свою позицию сборником стихотворений, рассказов, романом, пьесой, – интересно многим. Так мне представляется.

Филипп Хорват:

– Для меня, человека, что-то постоянно пишущего (коммерческие, художественные тексты), критика – ещё один способ творческого самовыражения. Просто это самовыражение основывается на рефлексивном анализе прочитанной книги или нескольких книг, когда пишешь о каком-то интересном литературном явлении.

Слово «рефлексия» при этом важное, можно сказать, смыслоопределяющее для критического высказывания. В психологии под термином «рефлексия» понимается внутреннее осмысление, размышление человека на заданную тему в частности или над миром в целом. Литература интересна и уникальна в том смысле, что даёт возможность отрефлексировать и определённую тему, и мир через призму этой темы или же мир вообще. В этом мне видится основная задача критики: не просто разложить сюжет, фабулу, идею, язык произведения, но и попробовать проанализировать – а как ты сам, критик, отражаешься в этих элементах конкретного художественного текста?

Это самоотражение, собственно, предопределяет методику критического анализа. Со стороны заметно, так или иначе проявляется – кому, что и в какой степени важно отрефлексировать в книге. Кому-то больше интересен анализ языка, кто-то увлекается вылущением комплексной идеи из произведения, кого-то больше заботят обобщающие элементы мировоззрения автора и т.д. В идеальной критической статье, в этаком «золотом слитке» из палаты мер и весов, должно бы, наверное, присутствовать понемногу всего из перечисленного, но на практике внимание обычно уделяется тому, что органически ближе человеку. И это хорошо, так и должно быть, в этом проявляется рефлексирующая индивидуальность каждого пишущего критика.

Неоспоримое преимущество критики заключается в том, что этот жанр вполне открывается любому более или менее начитанному, да даже просто активно читающему человеку. Здесь я ступаю на зыбкую почву чрезмерного субъективизма, но рискну предположить, что хорошим критиком вполне может быть человек, не имеющий профильного филологического образования. Безусловно, свободно ориентироваться в истории литературы, разбираться в течениях и жанрах, владеть широким корпусом профессиональной терминологии важно, с этим не поспоришь. Но суха теория, и важнее иногда всё же поймать нерв анализируемого произведения, увидеть текст в некоем 3 D-объёме большой идеи, заложенной в него. А это удаётся, к сожалению, не каждому профессиональному критику (литератору в широком смысле), зато может внезапно раскрыться в тривиальной, лексически скудной заметке человека со стороны.

В этом смысле называть «некритикой» любое высказывание от непрофессионала всё же неправильно. «Некритика» – это другое, это текст, который, мимикрируя под критику, на самом деле преследует какие-то иные цели. Идеологические, строго обличительные (в том числе в адрес коллег по литературоведческому цеху), направленные на моральное уничтожение определённого автора или литературной институции и т.д.

Методология у «некритики» при этом незамысловата: на вооружение берётся откровенный «хейтинг», иногда более интеллигентный, иногда менее, ближе к площадному. Изыскиваются несущественные для литературного высказывания фактические неточности, стилистические ляпы, высмеивается сам писатель или другой критик и т.д. Все эти приёмы шиты белыми нитками, откровенно манипулятивны и бессмысленны по своей сути: критика как способ действительного разбора произведения подменяется балаганом, рассчитанным на вкус невзыскательной публики, которой сама литература и неинтересна.

Андрей Рудалёв:

– Критику необходимо усмирять свои страсти. Критика – в первую очередь самоумаление. Как в любви: забыть себя, отдаться другому, чтобы перейти на новый уровень качествования. С этого момента и становишься критиком, когда уже речь идёт не столько о тебе, но о медиаторе-спутнике в цепочке развёртывания художественного произведения, его выхода в жизнь и процесса обрастания плотью смыслов.

Критик не обладает каким-то высшим знанием, у него в кармане нет эталонных мер и весов качества литературного произведения. Он не обязан заниматься сегрегацией, а уж тем более устраивать из литературы подобие концлагеря: этого – в утиль, этого – на скудное довольствие, этот получит вольную и билет на Канары. У него нет повода для высокомерия, а если оно проявляется, то становится маркером того, что речь уже идёт не о любви, а только о своём селфи на фоне литературы. А это пошло.

Дело критика – пребывать в скриптории и переписывать готовые тексты, желательно, чтобы авторская рукопись была дополнена каллиграфическим почерком критика-скриптора, а некоторые особенно важные места рукописи усилены ссылками на Священное Писание или патристику. Так критик прилагает свою руку к тексту и становится важным соучастником в литургическом действе, когда текст встречается с паствой, с читателем.

Лучший критик как раз тот, который преодолевает в себе критика и открывает или восстанавливает читателя.

К сожалению, сейчас критик очень часто напоминает двойника господина Голядкина. Он кривляется, корчит рожи и строит тому пакости, пытаясь уничтожить репутацию, при этом забывая, что связан с Голядкиным и без него он – ничто. Только через понимание этого «ничто» критик может претендовать на «право имею», правда, весьма ограниченное и встроенное в общую симфонию текста.

Вообще, хочется оставаться читателем, сохранять влюблённость, возможность удивления и радости, веру в чудо, а не заниматься препарированием лягушек.


Тэги: Роман Сенчин Андрей Рудалв
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Панки не умирают

    24.08.2022
  • О женихах Пенелопы

    10.08.2022
  • Не понимаю

    27.07.2022
  • Три книги стихов

    29.06.2022
  • Эстафета второго шанса

    08.06.2022
  • Пусть растут!

    438 голосов
  • Утопление в чужом белье

    44 голосов
  • Ура-человек

    41 голосов
  • Под знаком сочинительства

    40 голосов
  • Литературный пролетарий

    40 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS