Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 05 мая 2021 г.
Искусство

Чудесный жребий совершился...

200 лет со дня смерти Наполеона

05 мая 2021
Император на острове Святой Елены

5 мая 1821 года в 17 часов 49 минут на Атлантическом острове Святой Елены скончался низложенный император Франции Наполеон I Бонапарт. Узурпатор власти, гений войны, поработивший Европу, но не победивший Россию, вызывал одновременно ненависть и восхищение современников. Пушкин, в юные годы писавший о «самовластительном злодее», откликнулся стихами на его смерть – кончину «великого человека». В зрелые годы для Пушкина Наполеон – сложнейшая историческая, социальная, психологическая и нравственная проблема. Не случайно в «Евгении Онегине» появляются иронические строки:

Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно...

В «Пиковой даме» главным героем становится безвестный армейский офицер с профилем Наполеона и душой Мефистофеля: он готов на всё ради достижения своей цели. В «Путешествии в Арзрум» Пушкин пишет:

«Люди верят только славе и не понимают, что между ими может находиться какой-нибудь Наполеон, не предводительствовавший ни одною егерскою ротою...»

В Государственном музее А.С. Пушкина на Пречистенке, 12, открылась выставка, посвящённая смерти Наполеона.

Выставка небольшая, но чрезвычайно интересная. Главный экспонат – гравюра Жазе Жана Пьера Мари, созданная около 1860 года с живописного оригинала 1830–1831 годов Штейнбена Шарля Огюста Гийома. Она запечатлела смерть Наполеона, который изображён в окружении людей, разделивших с ним его изгнание на острове Святой Елены. Здесь английские офицеры, врачи, его повар и его камердинер. – всего 21 человек. Разумеется, все персонажи этой многофигурной композиции проаннотированы в этикетке. Пожалуй, второй, тоже главный, экспонат – текст стихотворения Пушкина «Наполеон». Этот текст желательно внимательно прочесть и осмыслить. В витрине – первая публикация стихотворения, его списки в рукописных альбомах XIX века. Они свидетельствуют о его популярности. Кроме того, на выставке демонстрируются гравюры с изображениями сцен войны Наполеона с Россией: переход через Неман, Бородинское сражение, вступление наполеоновских войск в Москву, пожар Москвы, отступление французской армии из первопрестольной столицы и, наконец, вступление союзных войск в Париж. Завершают выставку два лубочных изображения церемонии возвращения праха Наполеона в Париж в 1840 году, захоронения в Доме инвалидов.

Особый интерес вызывают тексты, подготовленные по просьбе музея врачом, историком и филологом. По существу, это маленькие научные очерки, в которых изложены медицинские версии причин, приведших Наполеона к смерти, предложен обзор откликов на его кончину в Англии, Франции, России и других странах, дан комментарий к стихотворению Пушкина «Наполеон». Позволим себе привести некоторые фрагменты из этих текстов.

Доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАН М.И. Михайлов приводит результаты вскрытия, наиболее достоверный диагноз – рак желудка, рассматривает версии об умышленном доведении Наполеона до смерти. Учёный пишет:

«Отравление мышьяком: основное обоснование этой версии, результаты выявления повышенной концентрации (10-кратное превышение) мышьяка в пряди волос, срезанных с головы Наполеона после смерти. В начале XXI века экспертиза этих волос и волос, срезанных в различные периоды жизни (традиция дарить медальоны с заключёнными в них волосами), проведённая ЦРУ, позволила исключить отравление мышьяком как причину смерти императора. Повышенную концентрацию мышьяка в посмертном образце волос объяснили применением порошка, в котором сохраняли эту прядь».

М.И. Михайлов рассматривает как одну из версий причин смерти Наполеона некомпетентность лечивших его врачей, завершая свой текст так:

«Нельзя не согласиться с мнением, что даже сегодня, с современными возможностями медицины нельзя было бы спасти Наполеона, продлить его жизнь, дав возможность участвовать в политической борьбе. И последнее. Битва за своё здоровье была им проиграна изначально. Он сам поставил себе диагноз: «Рак – это Ватерлоо, загнанное внутрь».

Доктор исторических наук, профессор, действительный член Международной генеалогической академии во Франции О.Н. Наумов пишет о том, что весть о смерти Наполеона в Англии и Франции «занимала читающую публику примерно недели две, после чего была вытеснена более злободневными темами».

«В остальном мире, в Италии, США и других странах отклики на смерть полководца по большей части представляли собой перепечатки из парижских и лондонских газет. Реакция же официальных европейских кругов была сдержанной или чисто символической. Мёртвый Наполеон политиков не интересовал.

В России узнали о смерти бывшего противника спустя почти три месяца после случившегося, в июле 1821 г. Первыми об этом сообщали «Санкт-Петербургские Ведомости» со ссылкой на английские газеты, и только к концу месяца известие достигло московской прессы. <..>

При оценке личности покойного часто цитировалось мнение известной писательницы мадам де Сталь, которая считала его человеком неловким и дерзким, «с задатками мещанина во дворянстве», наглым тираном, оскорбившим права европейских народов и оставившим после себя только темницы, пограничные цитадели и могилы. Однако высказывалось и иное мнение. Например, газета «Московские ведомости» писала о том, что Наполеон был талантливым полководцем, но желание стать всесильным сделало его глухим к нуждам миллионов людей».

Кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института русской литературы РАН (Пушкинского дома), автор статей на тему «Пушкин и Наполеон» О.С. Муравьёва рассматривает созданный поэтом «романтический образ титанической личности, управляющий ходом истории по своему произволу».

«Однозначно отрицательная оценка исторической роли и деяний Наполеона в стихотворении парадоксально сочетается с восхищением «чудесным жребием» «великого человека». Поэтические формулы: «блистательный позор», «погибельное счастье», «в величии постыдном» передают как противоречивость самого героя, так и противоречивость пушкинского отношения к нему.

Противоречивым оказывается у Пушкина и итог жизни героя:

Над урной, где твой прах лежит,
Народов ненависть почила,
И луч бессмертия горит.

Пушкинская концепция неоднозначна: он решительно не одобряет Наполеона как патриот и политик, но восхищается яркостью и необычностью судьбы, блеском дарований, дерзостью и отвагой самоутверждения».

Выставка в Государственном музее А.С. Пушкина – ещё один повод задуматься над историческими судьбами России и Европы, о роли личности в истории. И ещё – приобщиться к творчеству Пушкина, познакомиться с его оригинальной интерпретацией личности и судьбы Наполеона.

Наталья Михайлова

Тэги: Дата
Обсудить в группе Telegram

Наталья Михайлова

Наталья Ивановна Михайлова – заместитель директ... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Смерть после Победы

    07.05.2025
  • Дух Эльбы. Помнят ли о нём в США?

    25.04.2025
  • И море слушаю, и сушу…

    07.03.2025
  • Мысль, острый луч…

    22.12.2024
  • Девушка с веслом

    06.11.2024
  • Кипучая энергия духа

    217 голосов
  • Неотступающая Юнна

    105 голосов
  • Мифы и смыслы

    90 голосов
  • Покушение на ГОЭЛРО

    67 голосов
  • «Я вынес пути и печали»

    67 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS