Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 12 мая 2021 г.
Телеведение

Девушка войны

Пять лет лежала на полке замечательная экранизация прозы Бориса Васильева

12 мая 2021
Клавдия Коршунова в сериале «Неопалимая купина»

После очередного, надеюсь, финального выпуска нескончаемого сериального цикла «По законам военного времени», который анонсировался как фильм про войну и победу, а на самом деле, как и все предыдущие выпуски цикла, описывал гламурно-детективные приключения каких-то загадочных военных юристов, Первый канал показал сериал «Неопалимая купина», от которого пахнуло правдой.

Это экранизация двух повестей Бориса Васильева – «Неопалимая купина» и «Встречный бой», которая стала поводом для кинематографической фантазии сценаристки Елены Долгопят и режиссёра Дмитрия Тюрина. Они добавили в прозу известного писателя и драматизма, и мелодраматизма. Но поклонники Васильева, думаю, не в обиде. Тут тот случай, когда придуманное и сделанное по «мотивам» произведения не противоречит лейтмотиву.

Главное, что остановило внимание и заставило смотреть этот сериал, – его непохожесть на те ленты и телепередачи с дежурным патриотизмом, что переполняют экраны особенно в канун 9 Мая. Привлекла в первую очередь Клавдия Коршунова, исполнительница главной роли, – чего только не перенёсшей, «несгораемой» Тони Иваньшиной, которая и герой войны, и её жертва. Которой веришь, как очень редко бывает на ТВ. Вообще, этот сериал отличает стремление к подлинности. Всего: лиц военного времени, отношений, характеров, улиц провинциального городка, вокзала, базара, трамваев, жилищ, посуды, одежды и причёсок героев (художники-постановщики Сергей Гудилин, Валерий Сорокоумов, Никита Трубецкой и Анна Смехова).

Необыкновенная фронтовая судьба главной героини, командира полковой разведки, её последний бой, ранение, демобилизация, потом врастание в обыкновенную, мирную жизнь, любовь, жертвенность, инерция поведения по законам фронтового братства, когда сразу понятно, кто хороший, кто плохой, когда бескорыстие и самоотверженность – норма. Но в мирной жизни другие законы.

Клавдия Коршунова создала очень живой образ, который принадлежит и тому прекрасному и страшному времени, и как будто укор нашему, прагматичному. Он достоин того, чтобы находиться в одной галерее с ролями, сыгранными её прабабушкой – великой мхатовкой Клавдией Еланской (например, в «Доме, в котором я живу»), дедом Виктором Ивановичем во многих военных фильмах и отцом Александром Коршуновыми («Брестская крепость»). Актриса и её партнёры Софья Лебедева, Арина Шинкина, Валентина Мазунина, Олег Васильков, Андрей Шибаршин и многие другие воссоздали атмосферу послевоенного времени и драму героического поколения. Выжившего, победившего. Отдельно хочется отметить работы Вячеслава Чепурченко, сыгравшего трогательного до слёз юного лейтенанта-инвалида Артёма Быстрова – отважного солдата, связавшегося с бандитами, выдающуюся актрису Ольгу Волкову в небольшой, но запоминающейся роли комендантши, а также Хельгу Филиппову – суровую, странную, но добрую тётку, «заведующую кипятком» на вокзале. И, конечно, Алексея Кравченко в роли отца-одиночки с осколком в голове и Ирину Чериченко, которую многие помнят по роли Искры в экранизации повести Васильева «Завтра была война», сыгравшую здесь завуча-интриганку.

Важная черта: обычно в сериалах на массовых сценах экономят, а здесь каждый, даже полсекунды находящийся в кадре, – характер, за которым интересно наблюдать. Очень много инвалидов, как и было на самом деле. В конце каждой серии, будто «проверка на вшивость», шли документальные кадры с реальными фронтовичками, которые рассказывали о судьбах женщин на войне, о той поре, когда они были молодыми. И надо отдать должное создателям фильма, между исполнителями и их прототипами особого зазора не было.

Очень точно о героях сериала сказал сыгравший возлюбленного Тони Даниил Страхов: «Здесь нет плохих и хороших. Здесь все несчастные. Все осиротевшие люди. И каждый не понимает, как дальше выстраивать свою жизнь. Чем эта картина хороша, она не романтизирует войну. Она не делает из этой войны аттракцион». Да, аттракциона и спекуляций сейчас много, а вот такого фильма о юной фронтовичке, сквозь кровь и грязь пронёсшей способность жертвенной самоотдачи, до сих пор не было.

Непонятно только одно: сделан сериал пять лет назад, а показан на Первом канале только сейчас – почему он так долго лежал на полке?

Александр Кондрашов

Тэги: Кондрашов Александр Борис Васильев Дмитрий Тюрин Анна Смехова
Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Пресволочнейшая штуковина»

    05.10.2022
  • Миссия выполнима

    28.09.2022
  • Жестокая метафора

    14.09.2022
  • В поисках нового

    03.08.2022
  • Назвавший «Председателем»

    20.07.2022
  • Оправдывая отцеубийц

    67 голосов
  • Наш Казанова

    64 голосов
  • Константин Сёмин: «Я не имею права останавливаться»

    61 голосов
  • Всё минется, Звягинцев останется?

    56 голосов
  • Тридцать лет спустя

    55 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS