Всплеск заболеваемости ковидом совпал и с аномальной жарой в Центральной России. Возросла опасность инфарктов и инсультов, да и сам ковид перенести в таких условиях гораздо тяжелее. Сколько продержится такая погода и стоит ли ждать, что нынешние рекорды станут обыденностью?
Первая волна сильной жары пришла в европейскую часть страны в третьей декаде июня, когда над всей Восточной Европой установился и целую неделю господствовал обширный антициклон, простиравшийся от Каспийского моря до Новой Земли. Центр этого барического образования находился над Средним Поволжьем, а Москва была на его ближней западной периферии. Сюда, в наши прохладные пенаты, вместе с юго-восточными потоками пришёл горячий континентальный тропический воздух – сначала из Средней Азии, а затем из Восточного Средиземноморья. Это самая тёплая воздушная масса, которая может дойти до наших средних широт.
В Москве, по данным Метеорологической обсерватории МГУ, максимальная температура воздуха превышала тридцатиградусную отметку семь дней подряд, а четыре дня – 22, 23, 24 и 27 июня – оказалась выше рекордных суточных значений. Целых сто двадцать лет и два дня продержался июньский рекорд 1901 года. Тогда в Первопрестольной температура воздуха была 34,7. Однако 23 июня 2021 года он был побит – в обсерватории имени Михельсона зафиксирована температура в 34,8 °С.
Вообще, самым жарким днём в Москве за всю историю метеорологических измерений (с известными данными за отдельные дни с 1879 года) остаётся 29 июля 2010 года. В тот день температура воздуха в российской столице впервые превысила температуру тела здорового человека, составив +38,2 °С, по данным ВДНХ, и +38,1 °С, по данным Метеорологической обсерватории МГУ.
С жарой связаны два опасных явления: так называемая сильная жара, когда максимальная температура воздуха превышает некоторый опасный предел (для Москвы это – тридцать градусов тепла), и «аномально жаркая погода», когда среднесуточная температура воздуха в течение пяти или более дней подряд превышает климатическую норму для этих дней на семь или более градусов. В минувшем июне были отмечены оба эти явления: и максимальная температура целых семь дней была выше тридцати градусов, и среднесуточная температура намного превышала норму – в отдельные дни даже на двенадцать градусов – девять дней подряд, с 19 по 27 июня.
Аномально жаркое лето за последние полвека отмечалось в Москве трижды: в 1972, 2002 и 2010 гг. Все три раза жара длилась долго и привела в конечном итоге к дымной мгле от множества торфяных и лесных пожаров и сильному загрязнению воздуха. В последний раз, 11 лет тому назад, жара оказалась катастрофически сильной и стала основной причиной гибели 55 тысяч человек в европейской части России, включая 11 тысяч жителей Москвы. Нынешнее лето ещё в самом разгаре, но прошедший июнь уже стал аномально тёплым. Среднемесячная температура первого летнего месяца составила в Москве 20,6 °С, тогда как климатическая норма июня для Москвы равна 17,3 °С.
Явление аномальной жары связано с определёнными синоптическими условиями, когда в толще всей или почти всей тропосферы устанавливается высокий и устойчивый блокирующий антициклон. Особенно опасно, когда такие антициклоны оказываются долгоживущими, существующими непрерывно по нескольку недель. Отсутствие осадков или крайне малое их количество на протяжении долгого времени приводит в конечном итоге к иссушению почвы, засухе и пожарам.
Мы живём в эпоху быстрых изменений климата. Это – следствие и выбросов парниковых газов при сжигании органического топлива, и сведения лесов во многих регионах Земли, и некоторых других причин, не все из которых до конца изучены и поняты. Связана ли аномально жаркая погода с глобальными изменениями климата? В атмосфере всё так или иначе взаимосвязано, но прямой зависимости здесь нет. Аномальные погодные явления в первую очередь возникают в силу сложившейся синоптической ситуации, случайного резонанса в действии разных атмосферных факторов: наличия тех или иных барических образований, продолжительности их существования, направления атмосферных течений, очага формирования приходящей воздушной массы и пр.
Да, наступила эпоха быстрого потепления климата, но климат в наших широтах теплеет в основном в зимние и весенние месяцы. Летом изменения пока сравнительно малы: температура воздуха в российской столице в летние месяцы сейчас в среднем почти такая же, какой была и в конце восемнадцатого века, когда наблюдения за погодой здесь только начались. Не случайно многие суточные рекорды максимальной температуры воздуха в Москве за отдельные дни июня были отмечены ещё в начале прошлого и даже в конце позапрошлого, XIX, века, и до сих пор остаются непревзойдёнными. Однако если потепление климата продолжится и усилится, то аномальная жара в будущем может стать более частым явлением.
Михаил Локощенко, ведущий научный сотрудник кафедры метеорологии и климатологии географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова