13 января нынешнего года ушёл из жизни поэт, прозаик и журналист Юрий Константинович Баранов.
Я близко познако мился с ним в 2008 году, когда в издательстве «Советский писатель», в котором я тогда работал, отдельной книгой вышла повесть Юрия Баранова «Шанхай по пути на ЮБЛО, или Чисто российские убийства». Эта повесть была необычной даже для начала двухтысячных. В ней мужики из подмосковного села отчаянно сражаются с властями предержащими за свои честь, достоинство и просто жизнь. Суть повести передаёт такой эпизод. Работник обкома жалуется корреспонденту, что мужики села Бессоновка, исстари специализирующиеся на выращивании лука, чрезмерно на нём наживаются. Как только не давили их, говорит он, и специальными налогами обкладывали, и штрафовали, и ограничивали – всё равно хорошо живут!
Примерно в те же годы Юрий Баранов по моему приглашению пришёл в «Литературную газету», мы с ним стали работать над приложением «Подмосковье. Культурная реальность». Нужно сказать, это приложение для Подмосковья, крупной по европейским меркам территориальной единицы, имело большое значение. Здесь живут и работают сотни писателей, а приложение давало им возможность публиковать свои произведения в столичной прессе. Юрий Константинович, до этого трудившийся в московской областной газете, знал многих из них, если не всех.
К этому моменту у Юрия Баранова за плечами был большой жизненный и творческий путь. Он родился в Москве в 1933 году, окончил Московский электротехнический институт связи, ныне – Академия связи. До тридцати четырёх лет работал в «оборонке», принимая участие в создании оружия и спецтехники. Затем он круто изменил свою жизнь и стал журналистом. В шестидесятые годы работал в газете «Труд», одной из самых популярных в стране, в ТАСС, в «Экономической газете» и других центральных и отраслевых изданиях. Побывал на множестве заводов и шахт, в колхозах и научных учреждениях, на «стройках коммунизма». В круг профессиональных писателей он вошёл уже немолодым человеком.
– Моя малая родина – Патриаршие пруды, – сказал мне как-то Юрий Константинович. – Всю жизнь прожил в Москве, за вычетом трёх лет эвакуации в годы Великой Отечественной войны. Учился в одном классе с Юрием Мамлеевым. Но взгляды у нас разные!
«Странно, – подумал я, – росли вместе на Патриарших, а взгляды разные».
Я тогда ещё не знал, что это одна из особенностей русской жизни. Впрочем, не только русской.
Меня удивляло, с какой жадностью Юрий Константинович писал – стихи, рассказы, повести и статьи. На одном из интернет-порталов о нём говорится: автор бессчётного ряда статей. Видимо, он добирал то, чего не сделал в молодости.
Ю.К. Баранов – автор десятков книг стихов, прозы и публицистики, избирался секретарём Союза писателей России. Как он сам подчёркивал, был твёрдым сторонником традиционного русского реализма, стоял на национальных, государственнических позициях.
В последние годы Юрий Баранов много печатался в альманахе «Небожители подвала» (подвал – это нижний буфет Центрального дома литераторов). Там публикуются в основном представители старшего поколения писателей. Юрий Константинович занимал в этом ряду достойное место. В прежние времена бытовало выражение: «рыцарь без страха и упрёка». Юрий Баранов никого не боялся, и его не в чем было упрекнуть.
И он таким и останется в нашей памяти – настоящим рыцарем литературы.
«ЛГ» выражает соболезнования родным и близким Юрия Константиновича Баранова.