САЙТ ФУНКЦИОНИРУЕТ ПРИ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ.
Мы в соцсетях: YouTube
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
    Логин:
    Пароль:

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

    Войти как пользователь
    Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
    Битрикс24
    Livejournal
    Liveinternet
    Используйте вашу учетную запись на Битрикс24 для входа на сайт.
    .livejournal.com
    liveinternet.ru/users/
  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения: Выбрать дату в календаре
    Защита от автоматической регистрации
    CAPTCHA
    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Меню
  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Контакты
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Вход    Регистрация
Литературная газета
  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
ЛГ online

«Приди, я жду тебя, певец гражданской чести!»

23.02.2021
«Приди, я жду тебя, певец гражданской чести!»           К 200-летию со дня рождения поэта Алексея ЖЕМЧУЖНИКОВА.
Исследование Владимира АНДРЕЕВА.

«Книжный маяк Петербурга»

18.02.2021
«Книжный маяк Петербурга» В северной столице при поддержке Российского книжного союза прошел популярный фестиваль.

Стихотворение Юрия Кузнецова «Петрарка» как переосмысление русской победы

11.02.2021
Стихотворение Юрия Кузнецова «Петрарка» как переосмысление русской победы К 80-летию выдающегося русского поэта.
Материал Андрея ГАЛАМАГИ.

ЛГ плюс

«Поэт сидит на табурете…»

28.02.2021
«Поэт сидит на табурете…» Алексей ПОЛУБОТА всегда ориентировался на классиков, что не могло не отразиться на его собственных стихах.

«Тяжелый, неуклюжий стиль…»

21.02.2021
«Тяжелый, неуклюжий стиль…» Одно из главных качеств поэзии Виталия ЕСАЯНА – это искренность.

Не расслабляйся, эмигрант!

13.02.2021
Не расслабляйся, эмигрант! Михаил ОКУНЬ почти 20 лет живет в Германии, оставаясь при этом истинно русским поэтом.
ЛГ ТВ

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Евгений Попов о подноготной писательской жизни

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа

Почему не стоит верить в любовь президента Дональда Трампа
ВИДЕОРЯД

Встреча с Максимом Замшевым в Губернской библиотеке

Смотреть все...
Спецформат

«То, что видел, с тем, что знаю, помоги связать в одно, жизнь моя…»

01.03.2021
«То, что видел, с тем, что знаю, помоги связать в одно, жизнь моя…» О книге Михаила МАНЧЕНКО, поехавшего добровольцем в Донбасс, рассказывает Владимир СПЕКТОР.

Февральские «Сибогни»

26.02.2021
Февральские «Сибогни» Вышел очередной номер популярного новосибирского литературного журнала.

Пламя Игр-2014: грезы и реальность

24.02.2021
Пламя Игр-2014: грезы и реальность О наследии Олимпийских игр в Сочи размышляет Виктор ТЕРЕНТЬЕВ.
ОПРОСНИК
  1. Одобряете ли вы повсеместные ограничения в связи с коронавирусом?
Результат
Позиция

Умом Россию не понять

27.02.2021
Умом Россию не понять О пензенских чиновниках, не спешащих ремонтировать дом Николая ЗАДОРНОВА, рассказывает Антон ХРУЛЕВ.

Аида, или Бесцеремонность и безмятежность

25.02.2021
Аида, или Бесцеремонность и безмятежность О смерти Аиды ХМЕЛЕВОЙ говорят Кира САПГИР и Тьерри МАРИНЬЯК.

Дзержинский – русофобский черт!

21.02.2021
Дзержинский – русофобский черт! Евгений ПОПОВ не одобряет инициативу Захара ПРИЛЕПИНА о возвращении «Железного Феликса» на Лубянскую площадь.
  • Статьи
  • 2021 год
  • №3 (6768) (20-01-2021)
  • Прошлым летом в Париже

Прошлым летом в Париже

Наталия Ячеистова

Прошлым летом в Париже

Литература / Портфель ЛГ
Наталия Ячеистова

Теги: Наталия Ячеистова

Продолжаем публиковать произведения лауреатов конкурса «Классики и современники» за 2019–2020 гг. (совместный проект «ЛГ» и Российского союза писателей). По итогам четырёх сезонов (Чеховского, Бунинского, Толстовского и Гоголевского) 3-е место в номинации «Проза» заняла Наталия Ячеистова.


Наталья Ячеистова

Поэт, прозаик. Член Союза писателей России. Автор двуязычного поэтического сборника «Голландские изразцы/ Nederlandse Tegels», книг прозы «Туманган», «В закоулках души», «Рассказы за чашкой чая», романа «Остров Белых» и фотокниг «Незнакомка в тумане» и «Мне мил Милан». Произведения публиковались в журналах «Свет столицы», «Пражский Парнас», «Притяжение», «Параллели» и др. Награждена дипломами Академии поэзии, Всероссийского творческого конкурса «Моя Москва», II Международного литературного Тургеневского конкурса «Бежин луг». Живёт в Москве.


– А согласитесь, это вино две тысячи третьего года весьма неплохо. – Красовский взял со стола бутылку шабли, повертел её в руках и долил вина себе и Сомову. Тот, пригубив бокал, кивнул.

Красовский, худощавый и подтянутый, выглядел моложе своего возраста; если бы не седина, успевшая посеребрить его виски, ему нельзя было бы дать его пятидесяти лет. Сомов, напротив, был рыхл, грузен, страдал одышкой и приступами гипертонии. Они сидели на открытом балконе ресторана, расположенного на втором этаже старинного особняка на Гончарной. Сентябрь выдался тёплый, солнечный, и администрация ресторана не спешила убирать столики с балкона по окончании сезона. Отсюда, с вершины одного из московских холмов, открывался прекрасный вид на старокупеческую часть Москвы, каким-то чудом уцелевшую фрагментами до наших дней.

Красовский и Сомов были знакомы уже много лет, но встречались нечасто – примерно раз в месяц обедали вместе, при этом место встречи обычно выбирал Красовский, считавший себя знатоком столичной кухни. Во время таких встреч Красовский, работавший в министерстве промышленности, делился со своим товарищем последними новостями бюрократической жизни, а тот, в свою очередь, подпитывал его своими идеями и проектами, которые он разрабатывал в своём научном центре. Отношения их были скорее взаимовыгодными, нежели дружескими, что не мешало им проводить время в приятном общении.

– А вы давно были последний раз во Франции? Как вы вообще относитесь к Парижу? – спросил вдруг Красовский своего визави.

Сомов молчал, глядя на неровные крыши убегающих вниз по улице светлых особняков. От выпитого его разморило на припёке, и он был не склонен сейчас к оживлённой беседе. Всё, что ему хотелось, – это неподвижно сидеть, глядя на утопающую в лучах полуденного солнца Москву.

– Нормально отношусь, – наконец ответил он, не меняя позы. – Красивый город, мы были там с семьёй пару раз.

Сомов не стал уточнять, что в Париже он был лишь проездом: один раз, когда летел с пересадкой на конференцию в Алжир, а другой – когда путешествовал с семьёй на машине по Европе. По сути, это ничего не меняло: за краткое время он успел составить собственное представление о городе, который хоть и поразил его своей красотой, но показался слишком шумным и преисполненным снобизма.

– А я вот, представьте, до недавнего времени был просто фанатом Франции, – ответил Красовский, снова наполняя свой бокал. – Ездил туда при каждом удобном случае – и по делам, и в частном порядке. Всё восхищало меня там, Париж казался красивейшим городом мира. И дело даже не просто в красоте, хотя и в ней тоже – столь роскошных бульваров, домов, элегантных людей не встретишь больше нигде, но главное – это чувство эйфории, которое внезапно, бессознательно, охватывало меня каждый раз, когда я оказывался в Париже. Я не мог надышаться его воздухом, бродил как пьяный целыми днями по городу. Присаживался за столик на улице в какомнибудь кафе, заказывал бокал вина или чашку кофе и часами наблюдал за проходящей публикой. Что за парад мод! Что за театр! Какие типажи! Я воодушевлялся, забывал об убожестве нашей совковой жизни, начинал чувствовать себя счастливым…

– И что же случилось? – перебил его Сомов, вытирая лоб салфеткой. – Ведь, насколько я уловил, произошли какие-то перемены?

– Да, – ответил Красовский. – В прошлом году я снова побывал летом в Париже – и, похоже, в последний раз.

– Так что же всё-таки произошло? – уже с интересом взглянул на него Сомов. – Пресытились, что ли?

– Можно сказать и так. В каком-то смысле да, – ответил Красовский. – Ну вот послушайте, может, вам будет интересно. В прошлом году я оказался в Париже в командировке в августе. Обычно в это время вся деловая жизнь там замирает, но тут у нас организовалось какое-то заседание по металлам, и я, конечно, не стал отказываться, когда меня включили в состав делегации. С рабочими вопросами мы разделались быстро: исключительная жара, стоявшая в ту пору, способствовала быстрому нахождению консенсуса с французами. После подписания итогового протокола у меня оставалось ещё два дня выходных, которые я намеревался потратить с удовольствием, обычным для этого города.

– Вино, устрицы, женщины… – понимающе подмигнул Сомов.

– Ах, бросьте, пожалуйста. Не тот уже возраст, – ответил Красовский, разглядывая на свет свой бокал. – Так вот, помню, была суббота, и я отправился в Центр Помпиду1 – прогуляться и взглянуть на какую-то проходившую там современную выставку. Думал подъехать на метро, но нужная ветка оказалась закрытой, такси тоже невозможно было взять из-за забастовки работников транспорта. Так что я направился в Бобур2 пешком. Город я знаю хорошо, и прогулки по нему всегда были мне в радость. Но тут я вскоре почувствовал жуткую усталость: видимо, сказывалась невероятная жара, термометр доходил до тридцати пяти. Спина у меня взмокла, рубашка прилипла к телу, горло пересохло. Впервые я чувствовал себя в этом  городе нехорошо. По обочинам улиц громоздились баки с неубранным вследствие забастовки мусором. Париж, под завязку заполненный туристами, казался грязным и душным. Кое-как добрался я до набережной Сены и зашёл в первое попавшееся бистро. Есть при такой жаре не хотелось, я заказал холодного пива. Зайдя в туалетную комнату, снял с себя рубашку и подставил голову под струю холодной воды. В общем, кое-как привёл себя в порядок. Когда я вернулся к своему столику, кружка с пивом уже ждала меня, и я залпом выпил её содержимое.

– И что же? – вопросительно взглянул на него Сомов. – Пиво оказалось тёплым или отравленным?

– Нет, не так, – продолжил Красовский, откидываясь на спинку стула. – Пиво было нормальным. Покончив с ним, я испытал острую потребность в том, что всегда, неизменно получал, находясь в Париже. Красота, изыск, витающая в воздухе вольность, ленивая богема, утончённый вкус…

– Экий вы эстет! – заметил Сомов, отрезая ножом кусочек сыра.

vangog450.jpg
Винсент Ван Гог. Едоки картофеля 

– Но, оглядевшись по сторонам, я вдруг осознал, что не вижу вокруг ничего привычного, – продолжил Красовский. – Рядом за столиками сидели одни иностранцы – туристы, а может, и мигранты. На столах громоздились горы посуды с едой и объедками; люди жадно, сосредоточенно поглощали пищу. В бистро все места были заняты, и куда ни взгляни – везде теснились едоки со своими тарелками. Помните картину Ван Гога «Едоки картофеля»? Вот примерно такие же типы. Безвкусно, небрежно одетые; женщины – грубые и вульгарные, мужчины – одутловатые, с пустыми глазами. В зале стоял спёртый дух жареной рыбы и пота. Меня охватило чувство, близкое к омерзению, к горлу подступила тошнота. Я едва успел добежать до туалета – и, извиняюсь за подробности, меня вырвало.

Красовский скривился, будто снова переживая напряжение тех минут.

– Так вы, видимо, просто оказались в неподходящем месте, дружище, – весело заметил на это Сомов, подкладывая под спину подушку и поудобнее устраиваясь на диване.

Красовский метнул на него острый взгляд и быстро ответил, словно только и ждал этих слов.

– В том-то и дело, что раньше в Париже хорошие рестораны были на каждом шагу. Знаете, французы ведь невероятные гурманы. У них даже в учреждениях обеденный перерыв установлен протяжённостью в два часа. Но теперь, чтобы найти подходящее, как вы выразились, место, надо приложить определённые усилия.

Он закурил. Возникла пауза.

– И вот когда я оказался в районе Ле-Аль, – продолжил Красовский, – во всей красе предстал передо мною Центр Помпиду со своим нагромождением металлоконструкций, эскалаторов и труб на фасаде. А неподалёку раскинулся огромным осьминогом Форум3 , в чьих толстых прозрачных щупальцах кипела оживлённая торговля. Чрево Парижа4, как и в давние времена, гудело, колыхалось, тяжело дышало. И в этот момент мне вдруг представилось, что Париж вывернут наизнанку – я видел его разверстое чрево, в котором непрестанно шёл процесс пищеварения. По трубамкишкам двигались тонны перемолотой пищи, ещё недавно бывшей колбасами, стейками, рыбными тушками, сырами и овощами. Всё это исчезало в бездонном чреве. А потом тонны испражнений извергались со зловонием в подземную канализацию.

Красовский вздохнул и продолжил:

– В тот день что-то сломалось во мне – будто порвался некий волшебный трос, долгие годы соединявший меня с Парижем. Я вдруг понял, что этот былой красавец подвержен смертельной болезни, отвратительные проявления которой вскоре покроют струпьями всё его тело…

– Что, так всё враз и закончилось? – спросил Сомов, подавая знак официанту, чтобы тот принёс счёт.

– Да, и выставка не спасла. Пустая, надо сказать, оказалась выставка, – подытожил свой рассказ Красовский.

– А я вот что в этой связи думаю, – Сомов сделал паузу, рассчитавшись с подошедшим официантом (в этот раз он взял на себя эту миссию). – А хорошо всё же, что Москва пока не так забита туристами, как, скажем, тот же Париж. Вот мы сидим с вами практически в самом центре Москвы, а даже звуков транспорта не слышим. И в таком прелестном месте – совсем немного народа. Можно спокойно беседовать, наслаждаясь приятной едой, хорошим вином, видом старого города. Посмотрите-ка, как блестят купола! – он указал на видневшуюся из-за крыш церковь.

Красовский, надевая плащ, ещё раз окинул взглядом открывающийся с террасы вид и согласно добавил:

– Да. А бабье лето в Москве – просто чудо! 


1 Центр Помпиду – модернистское здание в Париже, Музей современного искусства.

2 Бобур – квартал в Париже, где находится Центр Помпиду, Форум Центрального рынка и другие современные модернистские здания. 

3 Форум Ле-Аль (Le Forum des Halles) – огромный торговый центр, построенный в современном стиле в конце семидесятых годов XX века.

4 Чрево Парижа – так назывался этот район в XIX веке с лёгкой руки Эмиля Золя, написавшего одноимённый роман, действие которого во многом развивалось на Центральном продовольственном рынке. 


Оценить:

Оценка: 7.25 - Голосов: 8


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

* Ваше имя:

Электронная почта:

* КомментарийИзменение комментария:


* Введите код с картинки:

CAPTCHA
 



Проект "Сказки на ночь"
Новости
01.03.2021

«Поэзия» стартовала

1 марта 2021 года начался прием работ на соискание премии.
01.03.2021

Замшев в гостях у Шаргунова

Главный редактор «Литературной газеты» выступил в популярной передаче «Открытая книга».
01.03.2021

«Библиотека – место притяжения для молодежи».

В РГБМ обсудили роль библиотек в реализации молодежной политики страны.
28.02.2021

«Книги. Кофе. Весна»

Первый Петербургский Книжный фестиваль пройдет со 2 по 7 марта в павильоне легендарной киностудии «Ленфильм».
28.02.2021

«Близкий Достоевский»

Библиотека имени Ф.М.Достоевского и творческое объединение «Станция Дно» запускают любопытный видеопроект.

Все новости

Книга недели
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ
События и мнения
Крашенинникова Вероника

К вам едет балаган

На прошлой неделе президент Путин встретился с главами парламентских фракций. До...

События и мнения
Беседин Платон

Харассмент любви

Умеют всё-таки западные маркетологи завлечь толпу, главное – нейминг. День всех ...

События и мнения
Сванидзе Николай

Лоб в лоб

Политический год страны начался мускулисто и бурно, события конца прошлого года ...

Литература
Сафронова Елена

Лавка Терентия

Говорят, в литературе и медицине все разбираются. И уж точно способны отличить х...

События и мнения
Крашенинникова Вероника

Раскол всё глубже

Эта колонка была написана под звуки несогласованного митинга 23 января в центре ...

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Уникальные особняки Москвы
Мы в соцсетях: YouTube

© «Литературная газета», 2007–2021
При полном или частичном использовании материалов «ЛГ»
ссылка на www.lgz.ru обязательна.
Администратор сайта: webmaster@lgz.ru

Создание сайта
www.pweb.ru

  • Карта сайта
  • Карта проезда