Наконец-то кинотеатры открылись и зрители могут усесться (правда, в шахматном порядке) в кресла и насладиться лучшими произведениями мировой фабрики грёз. Но не спешат, пока желающих немного: за месяцы пандемии люди привыкли к самоизоляции, к тому же наши киноманы избалованы тем, что почти любой премьерный фильм можно найти в Сети и «грезить» дома, не утруждая себя походами в кинотеатр.
Странное впечатление осталось от этого фильма. Смотреть его многие, конечно, стали из-за Рассела Кроу. Актёр мощный, с редким обаянием. Недавно мы отмечали его главную роль в сериале «Самый громкий голос», где актёр очень интересно и неоднозначно сыграл друга президента Трампа, директора телеканала «Фокс-Ньюс» Роджера Айлза, который вынужден был уйти со своего поста из-за обвинений в сексуальных домогательствах. Ещё мы упоминали о совершенно необязательной эпизодической роли Кроу в амбициозном, но неудачном проекте «Подлинная история банды Келли». В «Неистовом» участие артиста такого масштаба тоже казалось необязательным, но раз такая звезда играет человека, дошедшего до грани, даже перешедшего грань, ставшего маньяком-убийцей, значит, это было кому-нибудь нужно. Кому, зачем?
История начинается с того, что в пробке на дороге возникла небольшая размолвка из-за того, что мужчина замешкался на светофоре и спешащей, следовавшей за ним женщине пришлось ему сигналить, а это его так разозлило, что он потребовал извинений. Когда раздражённая опаздывающая и так-таки опоздавшая на работу мать-одиночка (тут же в машине она узнаёт, что её уволили) отказалась извиняться, то он обиделся ещё больше и начал её преследовать. И её, и семью, и даже её знакомых. То есть пустяковый эпизод на дороге привёл к страшным последствиям, жестоким убийствам.
На первый взгляд эта американская лента может быть отнесена к разряду критикующих сексизм, харассмент в его последней стадии, но именно потому, что Рассел Кроу всё-таки вызывает – никуда не деться от его харизмы – какое-то сочувствие, эта история не про модные, навязанные темы и не чисто жанровое кино, не обычный хоррор про маньяка, а нечто большее.
Следить за тем, как вызывающий симпатию и доверие сильно раздобревший Гладиатор превращается в садиста, очень тяжело, но фильм держит. Не только потому, что Рассел Кроу замечательный актёр, а партнёрша (очень хорошая актриса Карен Писториус) ему под стать, а потому, что ситуация созвучна времени. Столько лжи и несправедливости, столько раздражения накопилось в социуме – даже невинный пост в «Фейсбуке» может вызвать вал оскорблений и пожеланий «гореть в аду», не говоря уже о политической полемике, переходящей в проклятия и пожелания смерти. Столько ненависти, что конфликты, бунты, восстания и даже войны могут вспыхнуть буквально ни из-за чего. И мы это видим не только в Америке, которая недавно оказалась на пороге гражданской войны, такие всплески-взрывы возможны всюду. И телевизор всё это транслирует, умножает и провоцирует (та же компания «Фокс-Ньюс», да и не только она): рейтинг любит кровь. Всюду насилие, всюду какие-то ужасы, благополучие так зыбко, не на что опереться, некуда спрятаться от страхов и дурных предчувствий.
Так что «Неистового» можно отнести к череде «перестроечных» американских фильмов («Власть», «Игра на понижение» и другие), о которых «ЛГ» не раз писала, диагностирующих болезни на этот раз не только политических и финансовых кругов, но и так называемых простых американцев, среднего класса в его повседневной жизни.