Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 21 сентября 2021 г.
Культура Телеведение

Один день на островке архипелага

В прокат выходит новый фильм классика советского и российского кино

21 сентября 2021
Инна Чурикова и Филипп Янковский

«Иван Денисович» снят Глебом Панфиловым на основе знаменитого рассказа Солженицына, чудом опубликованного «Новым миром» в 1962 году и взорвавшего фундамент советской литературы – метод социалистического реализма. Рассказа, о котором потрясённая Ахматова сказала, что его нужно выучить наизусть каждому советскому человеку.

Панфилов не впервые обращается к творчеству великого писателя (15 лет назад им был выпущен сериал «В круге первом»), но на этот раз он столкнулся с гораздо более трудной задачей – приспособить к экрану произведение без острого сюжета и ярких событий, заполненное авторской речью, передающей восприятие героя и пересыпанной народными или стилизованными под них словечками, которые не всегда понятны без комментариев. Перевести их на язык кино можно было разве что в заново построенном и утяжеляющем картину внутреннем монологе Ивана Денисовича Шухова, написанном практически с нуля; и автор фильма, если думал об этом, не стал затевать столь радикальную перестройку. И без того в ходе работы над сценарием ему пришлось значительно изменить характер главного героя, попутно превратив его из крестьянина в горожанина, чей лагерный срок заканчивается не через два года, как в рассказе, а через десять дней, придумать ему юную беременную дочку, которая пишет отцу, что сошлась со взрослым и женатым мужчиной, ввести мистическую линию и даже вставить в начало картины отсутствующий у Солженицына военный эпизод, показывающий героическое прошлое героя. Панфиловский Иван Денисович в ноябре 1941 года назначается командиром орудия, направляется сперва на Красную площадь, где в присутствии Сталина и Будённого проходит парад, а затем на передний край обороны. По дороге он подбивает два вражеских танка, попадает в плен, выбирается к своим с помощью внезапно материализовавшейся посереди минного поля дочери, рассказывает об этом на допросе и получает десять лет как немецкий агент. Ещё два чуда происходят во второй половине и в самом конце картины: Шухов встречает благостную старицу в облике Инны Чуриковой, а потом кто-то подбрасывает ему в ледяной карцер спасительную телогрейку. Похоже, что это намёк на Бога, ниспославшего герою ангелов-хранительниц (о высшем попечительстве много говорит шуховский сосед по нарам – баптист Алёша), но, если рассуждать в таком духе, можно прийти к двусмысленному выводу, что и в лагерь его спровадила божественная сила, дабы уберечь от гибели на фронте. Столь же неоднозначны слова, невольно вызывающие в памяти пушкинскую строчку «не пропадёт ваш скорбный труд», произнесённые голосом «от автора», принадлежащим Леониду Ярмольнику, что стройка, на которой трудятся заключённые, послужила будущим космическим победам СССР.

Положа руку на сердце, нельзя сказать, что прибавки вполне компенсировали потери, но Панфилову всё же удалось добиться главного – зрительского сочувствия своему герою, оставшемуся без имевшегося словесного прикрытия. И произошло это прежде всего благодаря неожиданному выбору исполнителя главной роли, на которую он пригласил Филиппа Янковского, чья выдающаяся актёрская работа уже отмечена призом на международном фестивале в Локарно. Удачным стало и расширение образа лагерного художника, который у Солженицына только выводит номера на ватниках и шапках зэков, а в фильме пишет щемящий портрет героя, в котором тот не узнаёт себя, тогда как мы узнаём его. Сыграло также сочинённое Панфиловым письмо шуховской дочки, из которого мы понимаем, что она, будучи обманута любовником, воображает себе светлое будущее – примерно так же, как миллионы советско-подданных воображали грядущий коммунистический рай.

Виктор Матизен

Тэги: Матизен Виктор
Обсудить в группе Telegram

Виктор Матизен

Президент Гильдии киноведов и кинокритиков Росс... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Классика жанра

    09.05.2025
  • «Ты не покинь меня, моя живая память»

    09.05.2025
  • Боевые эксперты

    08.05.2025
  • «Лёгкая кавалерия» взяла Москву

    08.05.2025
  • Железные люди

    07.05.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS