Фильмов о войне снимали и снимают много. О солдатах, военачальниках, сражениях, которые были выиграны, о поражениях, о мужестве и стойкости, о самоотверженной любви, о верности и предательстве. Война – неистощимый источник тем для кинематографа. Всё больше честно и талантливо сделанных лент, хотя появляются и фильмы, хулящие победителей. А время от времени рождается что-то совсем непохожее на общий поток, эти фильмы заставляют как будто встряхнуться и посмотреть на войну новыми глазами. «Летят журавли», «Иваново детство», «Восхождение», «Иди и смотри»…
«Блокадный дневник» по прозе Ольги Берггольц, Даниила Гранина и Алеся Адамовича, снятый режиссёром Андреем Зайцевым, из этого ряда. И не случайно лента недавно получила главный приз на «Золотом орле», а ранее на Московском кинофестивале.
В начале фильма довольный немецкий солдат даёт своей возлюбленной «дёрнуть за верёвочку», и дальнобойное немецкое орудие посылает смертоносный снаряд в замёрзший Ленинград, по которому еле ходят полуживые от голода и холода люди. И мы вслед за снарядом прилетаем в ту страшную блокадную зиму – метафору смерти. И постепенно, как героиня фильма, понимаем, что нельзя сдаваться, а чтобы выжить самому, нужно заботиться о других. Ничего страшнее безразличия к ближнему нет.
Не идёт из головы пролог-символ: а сильно ли мы, сегодняшние русские, отличаемся от того немца-артиллериста и его беззаботной возлюбленной, которым было наплевать на трагедию Ленинграда?
Пока мы помним о той войне, новой не будет.