В этом году отмечается 400-летие добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства. В Элисте прошли праздничные мероприятия, посвящённые этому знаменательному событию.
Предлагаем вниманию читателей экскурс в историю российско-калмыцких отношений.
Предки калмыков ойраты долго вели жестокую борьбу за сохранение своей экономической и политической независимости в пределах Джунгарского ханства. Но реальная угроза потери самостоятельности, непрекращающиеся набеги казахских и монгольских феодалов, стремившихся расширить пастбищные территории, вынудили во второй половине XVI века главу дербетовских калмыков Далай Батыра и торгоутовского тайшу Хо-Урлюка с подвластными им людьми откочевать из Джунгарии.
Думается, потомственных скотоводов влекли в Россию необъятные просторы, полноводная река Волга, безбрежные степи, где после долгих лет кочевья они нашли приют, взаимопонимание, обрели свободу. Калмыки испокон веков свободой дорожили больше, чем жизнью. Поэтому неудивительно, что с этой обетованной страной наши предки связали свою судьбу. Характерной особенностью вхождения калмыцкого народа в состав России является то, что мы не были порабощены, покорены силой оружия, а сделали это по доброй воле.
Договор о вхождении калмыков в состав Российского государства был тщательно продуманным шагом, дававшим ряд преимуществ. Прежде всего, ойраты заключали союз с русским народом, экономическое и политическое развитие которого было гораздо выше, чем у азиатских народов. Принимая русское подданство, калмыки оставались фактически свободными, зависимость от Москвы заключалась в уплате весьма умеренной дани, размер которой часто определяли они сами. Наши предки получили право жить на левом берегу Волги, пользоваться природными богатствами этого благодатного края. Скотоводы беспошлинно продавали на рынке России многочисленные стада овец, табуны лошадей, знаменитое «мраморное» мясо.
Русское правительство тоже было заинтересовано в укреплении связей с калмыками – это давало России надёжных защитников юго-восточной границы. В случае нападения неприятеля вооружённые силы страны пополнялись бесстрашными воинами, сила духа и доблесть которых не имела себе равных. В этом убеждают подвиги наших предков, участвовавших во всех знаменитых сражениях, которые принесли России победу. В XVII веке, в пору изнурительной борьбы с турецко-крымскими и польскими захватчиками, русское правительство возлагало большие надежды на калмыцкую армию закалённых воинов.
Но и неприятель хорошо знал, что степняки представляли мощную ударную силу. Поэтому крымский хан и персидский шах предпринимали все меры, чтобы привлечь их на свою сторону. К Дайчину-тайше неоднократно направляли посольство, но безуспешно. Он заявил крымскому хану, что находится в вечном послушании и подданстве у русского царя и не намерен нарушать свою клятву.
В этой связи достойна упоминания подвижническая деятельность астраханского воеводы князя Григория Черкасского и его племянника Казпулата, много сделавших для укрепления дружбы между русским, калмыцким и кабардинским народами. Казпулат долгое время жил среди калмыков, интересовался обычаями и нравами кочевого народа, всеми силами способствовал улучшению взаимоотношений царского правительства и калмыцких предводителей.
Крымский хан не оставлял надежду щедрыми дарами и обещаниями склонить калмыцких тайшей на свою сторону. Его посол привёз калмыцким правителям «сорок тысяч золотых, да сорок шуб собольих, да дерево золотое с корольками, да сорок шуб хорьковых, да сорок шуб куньих, да сорок шуб беличьих, сорок атласов, да сорок чуг золотых, да сорок камок и иных многих подарков… И сулил крымский хан… тайшам Казань и Астрахань да на год хотел присылать по сорок тысяч рублёв жалованья на все годы». Казалось бы, перед таким соблазном будет трудно устоять. Но ослепительное богатство и посулы хана не пошатнули нашей верности. Калмыцкий народ остался верен клятве, данной великому русскому народу.
Поражение России в войне с Польшей поставило русские войска в очень тяжёлое положение. Крымский хан на помощь Польше послал 60-тысячное войско. Факты того времени свидетельствуют, что правительство России делало ставку на калмыков как на мощную силу в борьбе с Турцией. Правительство царя Алексея Михайловича официально признало Мончака верховным правителем калмыцкого народа и в знак признания его заслуг в защите южных границ русского государства преподнесло калмыкам боевое знамя.
В 1665 году, когда решалась судьба России, на подмогу пришло 17-тысячное калмыцкое войско и вступило в пределы Левобережной Украины. Одна часть в количестве 10 тысяч всадников направилась в Запорожскую Сечь, чтобы вместе с её казаками громить турок. Другая часть калмыков двинулась к Белой Церкви, где находились польские войска. Как свидетельствуют исторические хроники, появление калмыков было полной неожиданностью для поляков. Не выдержав их стремительного удара, поляки вынуждены были спасаться бегством. Другая часть отборных войск калмыков вместе с казаками Сечи в сражении под Перекопом сокрушила войска крымских татар, отбив пленённых русских и украинцев. Так в тринадцатилетнюю борьбу России с Речью Посполитой за освобождение исконно русской земли и воссоединение русского, украинского и белорусского народов калмыки внесли свой вклад.
В начале XVIII века, при Петре Великом, ставилась задача в борьбе со шведами добиться выхода к Балтийскому морю. От событий, которые затрагивали судьбу России, калмыки никогда не оставались в стороне. Вот почему Пётр I, уезжая за границу в составе великого посольства, официально возложил на хана Аюку охрану юго-восточных границ Российского государства.
В работе И. Голикова «Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России» говорится, что в конце января 1701 года «монарх смотрел учения прибывшего в Москву калмыцкого и татарского войска, численностью 30 тысяч, и отправил их к шведским границам». С первых дней прибытия к месту назначения калмыцкая конница принимала активное участие во всех сражениях. Лёгкость, стремительность и высокая маневренность позволяли степнякам появляться там, где их меньше всего ожидал противник.
В начале 1706 года при проведении очередного рекрутского набора калмыкам также был послан указ о дополнительном призыве в действующую армию на помощь русским войскам. В августе 8-тысячный отряд калмыков и яицких казаков прибыл в Киев, где в это время находились Пётр I и князь Александр Меншиков.
Особенно показательна битва, состоявшаяся 22 сентября 1708 года недалеко от Беллина, между русским корпусом, куда входили 6 тысяч калмыков, и шведскими войсками под командованием короля Карла XII. Первым в атаку пошёл Остроградский королевский полк, возглавляемый самим Карлом. Русские, якобы не сдержав натиска, начали постепенно отступать. Шведы бросились в погоню и напоролись на засаду калмыцкой конницы. Королевский полк был окружён калмыками и полностью уничтожен. Карл XII чудом спасся от плена.
Участие наших предков в войне России против шведов ещё больше способствовало сближению русского и калмыцкого народов. Чтобы укрепить не только политические, но и экономические связи, правительство Петра I предпринимает ряд существенных мер по расширению торговли с калмыками. 28 ноября 1715 года был издан закон «О дозволении Аюке-хану присылать к Москве для продажи лошадей без взятия по дорогам мостовщины (пошлины)». В феврале 1719 года Петром I был подписан новый приказ «О ежегодном отпуске провианта калмыцкому хану Аюке, и об освобождении посланцев его от платежа пошлины с товаров, при них находящихся, коих цена не выше 3000 рублей».
Такое по-отечески заботливое отношение к нуждам народа не могло не способствовать укреплению взаимопонимания между русскими и калмыками. Ведь эти события происходили накануне персидского похода Петра Великого, в котором калмыцким воинам предстояло сыграть значительную роль.
13 мая 1722 года Пётр I выезжает из Москвы в Астрахань для того, чтобы ускорить подготовку похода и принять в нём личное участие. По пути следования в армию 20 июня он остановился в Саратове для встречи с Аюкою и переговоров по вопросу участия калмыков в персидском походе.
Со времени прихода калмыков на берега Волги калмыцкая степь не встречала такого высокого гостя. В истории взаимоотношений двух братских народов это событие имело огромное значение. Встреча прошла 23 июня 1722 года на берегу Волги, на галере. Пётр принял Аюку с семьёй. Во время обеда Пётр I просил Аюку, «чтобы дал ему 10 тысяч человек войск для персидского похода, калмыцкий хан ответствовал ему, что он к его услугам, но думает, что и половины сего числа… довольно будет; и тотчас дал приказ, чтобы пять тысяч калмыков соединились с царём в Терках». При этом Аюка сказал Петру: если бы не его старость, он сам бы пошёл воевать с персами.
На этой встрече Пётр I преподнёс Аюке-хану золотую саблю и пояс, украшенный драгоценными камнями. Приняв подарок, Аюка повелел своим воинам, встав в круг, выпустить вверх стрелы. Выпущенные стрелы, упав на землю, образовали круг – символ единства. Хан Аюка подошёл к Петру I и, указывая на подарки, сказал: «Эта сабля и эти стрелы готовы на поражение врагов России».
Эти слова оказались пророческими. Доблестные сыны калмыцкого народа, сохранившие великий дух своих предков, вместе с русскими воинами участвовали во всех решающих сражениях своего Отечества. Калмыцкий народ выстрадал свою судьбу ценой жизней лучших сынов своих и всегда оставался верен присяге, данной России.
, народный поэт Калмыкии