Раньше, кто помнит, было просто.
Пишешь от руки: я, мол, такой-то (паспорт такой-то), доверяю такому-то (паспортные данные такого-то) получить за меня то-то и то-то. Расписался, в отдел кадров заскочил, там черкнут снизу «Подпись такого-то подтверждаю», печать шлёпнут – и свободен.
Мой приятель несколько лет за дочку заказные письма получает в местном отделении Почты России. Вернее, получал. Когда за очередным явился, ему: всё, мил человек, теперь даже за ближайшего родственника получить можно только по доверенности, по всей форме заверенной в нотариальной конторе. Или пусть сама дочь подсуетится, раз ей это надо.
– Так она же отдельно живёт! Здесь только зарегистрирована. Если когда отчий дом и посетит, то уж точно не в ваши часы работы.
– Искренне сочувствуем.
– Поймите, это же «письмо счастья» из ГИБДД! Не оплатит вовремя штраф – потом проблем не оберёшься.
– Да хоть от Господа Бога. У нас инструкция. Были неприятные прецеденты. Пожалте к нотариусу с дочерью, он всё сделает как положено, потом – милости просим.
– А как положено-то?
– Это вам нотариус объяснит. Напечатает стандартный текст, подпишете оба, оплатите пошлину, срок действия доверенности – три месяца.
– Пошлина-то хоть большая?
– Да уж не маленькая...
Произнёс мой приятель непечатное слово (я на его месте тоже, наверное, не удержался бы) и ушёл восвояси. Дочке эсэмэску послал. Теперь прикидывают, как ей и ему удобнее у нотариуса пересечься. И где. И когда. Люди-то оба занятые.
– Знаешь, – сказал он мне, – всё чаще утверждаюсь в мысли, что Великий комбинатор Остап Бендер с его 400 сравнительно честными способами отъёма денег у населения рядом с нынешними – просто щенок. Ничего не имею против нотариусов – чрезвычайно полезные в некоторых случаях люди, но эти их аппетиты!.. И потом у меня стойкое ощущение, что с Почтой России они в элементарном сговоре. Как ты полагаешь?..
Я вообще-то полагаю, что в век интернета все эти идиотские бумажные заказные письма – жуткий анахронизм. Но кому-то выгодный. Я даже догадываюсь, кому.