Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 20 октября 2021 г.
Культура Телеведение

Новые оперы

«Шеф» и его «Возвращение» навели на горькие размышления

20 октября 2021

Речь пойдёт не только об операх – оперативных работниках полиции-милиции, а о телевизионных мыльных операх. Теперь это словосочетание уже не берут в кавычки: за тридцать лет россияне уже привыкли к нему.

В народе такие сериалы зовут просто «мыло».

90 лет тому назад, когда в США возник этот жанр для домохозяек, сначала на радио, а после войны и на ТВ, действие «опер» прерывалось рекламой мыла.

Новое – это хорошо забытое старое. Сценарист и креативный продюсер Андрей Тумаркин твёрдо это знает и продолжает умело «варить» криминально-детективное мыло. Да ладно бы он один, на каждом канале кровь и ещё раз кровь, очереди из автоматов, стрельба из пистолетов, продажные полицейские, киллеры, миллионы рублей, а то и долларов в спортивных сумках и так далее и тому подобное. Названия сериалов – маленькие шедевры филологии. «Ментовские войны», «Условный мент», «Ментозавры», «Учитель в законе», «Раскалённый периметр»... В «Ментозаврах» можно услышать такую истину: «Совесть придумана, чтобы глупым сложнее жилось». Это уже не просто мыло, это уже идеология!

В Сети можно найти краткое описание всех двадцати (!) серий сериала «Шеф. Возвращение». Возьмём наугад семнадцатую:

«Локтев находится в больнице – инсценировка с его смертью была придумана, чтобы Полковник его не убил. Но теперь опасность угрожает Дане: Тихомиров обещает её убить, если она не вернёт ему проданные Акробату салоны красоты. Некрасов выясняет, что убийство Ряжского заказал Митрофанов. Однако Митрофанов уверен в крепости своих позиций, ведь скоро место губернатора Питера займёт его человек. У Кочевника менты похищают брата Пашу. Кочевник уверен, что за этим стоит Тихомиров, и берёт его в заложники. Каплевич угрожает убить Тихомирова».

В небольшом тексте много раз встречается слово «убить». В фильме оно заменено на «замочить», и мочат чуть ли не в каждом кадре. Так живут настоящие полицейские и граждане РФ? Не думаю.

Врезался в память такой эпизод. Бывший уголовник Кочевник стал респектабельным буржуа, владельцем колбасной фабрики. Он вызвал на ковёр директора фабрики. Демонстративно очистил сосиску от синтетической оболочки и дал её собаке. Та есть не стала. Далее диалог.

– Видишь, даже собака не ест твою колбасу. В ней мясо-то есть?

– Есть, – шепчет напуганный до смерти директор, видя, как могучие телохранители Кочевника придвинулись к нему поближе, – 100% мяса.

– Так вот, если моя колбаса не будет лучшей в регионе, я тебя замочу.

И тут же вспоминается рассказ О. Генри «Дороги, которые мы выбираем» с его знаменитой фразой «Боливару не вынести двоих». Но ключевой всё же является такая: «Лицо Додсона мгновенно изменилось – теперь оно выражало холодную жестокость и неумолимую алчность. Душа этого человека проглянула на минуту, как выглядывает иногда лицо злодея из окна почтенного буржуазного дома».

Лицо Кочевника – лицо такого же злодея? Мы уже прошли путь, который прошёл американский убийца Додсон, прежде чем стать воротилой Уолл-Стрита? Наши кочевники уже стали респектабельными акулами бизнеса? Этот факт чётко регистрируют создатели фильма.

Другой пример идеализации бывших уголовников. Вора Тихомирова играет Кирилл Полухин. Сценарист и режиссёр, не скрывая своих тёплых чувств, буквально любуются им. Как он метко стреляет, как лениво цедит сквозь сжатые зубы слова, как он мужественно отказывается от предложения скрыться за границей, как он спасает от гибели генерала полиции, как он наводит «справедливость» в подшефном ему Питере. Одним словом – герой нашего времени.

Тем самым создатели сериала продолжают чёрное дело смены нравственной матрицы. Удел неудачников (лохов) – бескорыстие, работа на общее благо, высокая мораль. Дело бывших воров – продвижение к светлому капиталистическому будущему.

Становится понятной цель создания мыльных сериалов. Если 90 лет назад намыливали мозги американским домохозяйкам, то теперь в прайм-тайм жертвой становятся не только домохозяйки, россияне всех возрастов. И пусть не удивляются сограждане, что преступность в России помолодела, что количество юных наркоманов и алкоголиков исчисляется уже миллионами, что юноши берутся за оружие и расстреливают своих одноклассников и однокурсников, как в продвинутых демократиях мира. Мы же идём по пути демократии, не правда ли? Почему тридцать лет назад такого не было? И не говорите, что скрывали правду.

В один из «Воскресных вечеров с Владимиром Соловьёвым» израильтянин Яков Кедми обрушился (иного слова нет) на российскую систему воспитания детей и молодёжи. Его речь не зашикивают, не забалтывают, не прерывают, а внимают с почтением, как любому иностранцу. Какое великое счастье, что есть такие бывшие жители России, которые с болью воспринимают весь беспредел, творящийся на их родине. Говорил он в основном об уроках русской истории, об оценке роли Сталина, о Великой французской революции и об Октябрьском перевороте в России, о лживом «Архипелаге ГУЛАГе» (его, а не «Войну и мир» изучают школьники), о лжи, к которой приучают детей с «младых ногтей» в российской школе. Этому служат и мыльные оперы о ментах.

В США трансляция «опер» сопровождалась рекламой без обидного мыла, у нас всё гораздо серьёзнее. Бородатый молодец, на котором пахать можно, наигрывает одним пальцем на пианино: «Эту песню я сочинил одним пальцем, потому что не хочется напрягаться». Можно услышать и такую истину: «Работать вредно, работа приучает к перекурам». Кстати, о продолжительности рекламы: каждые 9–10 минут фильма прерываются четырьмя-пятью минутами рекламы. И так на протяжении всех 20 серий.

Есть такая присказка: «Начал за упокой, а кончил за здравие». Нет, за здравие закончить не получается. Каким будет результат яркой речи Якова Кедми? Боюсь, нулевым! Какой будет результат моих стенаний? Боюсь, никакой! Потому что «Васька слушает, да ест»!

Михаил Чижов

Тэги: Михаил Чижов
Обсудить в группе Telegram

Михаил Чижов

Михаил Павлович Чижов — член союза писат... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Беспризорные картины

    15.06.2022
  • Кто он, Пётр Первый?

    08.06.2022
  • Красная палатка как сигнал бедствия

    19.01.2022
  • Бульдозером по истории

    12.01.2022
  • Исповедь народа

    15.12.2021
  • Невозможное возможно

    74 голосов
  • Давайте разберёмся

    44 голосов
  • Память о страстотерпцах

    40 голосов
  • Какая боль!

    38 голосов
  • Исповедь народа

    34 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг Форум
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS