Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 04 ноября 2020 г.
  4. № 44 (6759) (04.11.2020)
Литература

Всё получится?

04 ноября 2020

Саша Кругосветов. А рыпаться всё равно надо – 2. – М.: Интернациональный союз писателей, 2020. – 254 с. – (Серия «NONfiction»).

Если автор определяет себя как детского писателя, естественно ожидать, что его произведения не только интересны читателю, но содержат также воспитательный и познавательный момент, возможно, претендуют на определённость в оценках и точках зрения и в некотором смысле универсальность.

Писателю-публицисту свойственна другая манера творчества – субъективность мнения, стремление пригласить читателя если не к полемике, то к размышлениям на заданную тему, и всё это – на основе текущих событий, близких по времени и актуальных здесь и сейчас.

Но автор сборника с необычным названием «А рыпаться всё равно надо – 2» самоопределяется как «детский писатель, публицист Лапкин Лев Яковлевич (творческий псевдоним – Саша Кругосветов)». Каким же образом взаимодействуют в книге два столь разных начала?

Сборник составлен из статей и заметок, до издания в бумажном формате известных читателю в ином качестве – публикаций и записей в Сети, на различных площадках. Таким образом, публицистичность и фиксация момента по сравнению с традиционными жанрами публицистики, такими как очерк, должна выражаться особенно ярко.

 Однако публикации в книге собраны по итогам нескольких лет, поэтому между описанными событиями и изданием размышлений о них образуется временная дистанция, которой не было первоначально. Саша Кругосветов рассуждает и размышляет о том, что первоначально было известно всем либо наделало много шума, но теперь видится в ином свете, а для кого-то, возможно, окажется ново и незнакомо. Конечно, «А рыпаться всё равно надо – 2» – не учебник новейшей истории, но интересный и информативный исторический документ.

Сведения и факты, на которых основаны многие заметки автора, служат также стимулом для дальнейших дополнительных размышлений. Зачастую Саша Кругосветов настойчиво побуждает к этим размышлениям читателя.

«Как противостоять этому состоянию «перед обрывом»? Никак. Просто нужно быть готовым. Заранее. И не изменять самому себе. Не тому себе – кем ты стал. А тому – каким тебя создавали». «Есть такая профессия – правду людям говорить. Не полуложь. Не полуправду. А правду. Журналистика называется. <…> вы не хотите стать настоящим журналистом? <…> У вас получится».

Таким образом, Саша Кругосветов может быть очень резким и нелицеприятным. Писатель твёрдо высказывает своё мнение – и не только об известных фигурах, но и о знаковых проблемах времени. «Други мои, я – полный мракобес. Отсталый человек», – с некоторой иронией говорит Кругосветов, однако имеет в виду скорее то, что его мировоззрение сформировано и вряд ли изменится в угоду окружению.

В то же время Саша Кругосветов утверждает, что он «человек толерантный». Противоречия в этих тезисах нет. Писатель верен своему мнению, отказываясь принимать чужое, но оставляет за читателем право соглашаться или оспаривать.

Можно принимать, можно не принимать, можно и нужно защищать своё, но нельзя диктовать другому, что считать своим. Это сильный и ценный «воспитательный момент», опосредованно выраженный в произведениях Саши Кругосветова.

Во второй части книги автор переходит с кратких заметок на очерки, и желание не только рассказать и обличить, но и воспитать, побудить к мысли становится ещё заметнее. «Прохрапим наше великое прошлое. Проспим и страну, и детей, будущее России. Пора просыпаться» – так завершается текст «Храпим», направленный против небрежного отношения к своему наследию, красоте и святыням. «Заметки об АУЕ» – об опасности аналогичного характера, о том, как можно потерять поколение, молодых людей, которым не на что опереться. «Выдуманные правила уличной жизни – это их протест, они смотрят вокруг себя – и им не нравится то, что они видят. <…> Улица – это всё, что им осталось. Они создают свой мир и в своих выходках доходят до подлости».

Но Саша Кругосветов далеко не пессимистичен. Среди его очерков многие посвящены интересным и талантливым людям, значимым, хотя и не всегда известным читателю культурным событиям. Это нельзя назвать положительным примером, поскольку не у каждого читателя есть возможность следовать ему. Тем не менее важность очерков о литературных фестивалях, театральных выступлениях, научных перспективах несомненна. Жизнь далеко не бесперспективна, время не безнадёжно, нам есть из чего выбирать и к чему стремиться.

Детский писатель напоминает об этом, рассказывая о том, что вселяет надежду: «всё у нас получится», но нужно приложить определённые усилия. Публицист отмечает неизбежные проблемы и недостатки, подчёркивая, что преодоление возможно, но для этого «рыпаться надо». И то и другое сочетает в своём творчестве Саша Кругосветов, поэтому два разных литературных начала, то сходясь, то расходясь в разных творческих задачах, остаются объединёнными общей целью – рассказать о самом важном не только в настоящее время, но и, возможно, в любое другое.

Тэги: Книжный ряд Саша Кругосветов
Обсудить в группе Telegram

Равиль Хуснулин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Хроника подвига

    02.05.2025
  • Калейдоскоп жанров

    14.02.2025
  • На дальней станции сойду…

    29.08.2024
  • Возвращённая земля

    28.06.2024
  • Семнадцать градусов дождя

    26.04.2024
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Итальянское соло для русских судеб

    117 голосов
  • Полёт над границами века

    88 голосов
  • Самый объёмный за всю историю

    81 голосов
  • Листая века и виденья

    75 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS