9 мая 1985 года. По-особому нарядна и торжественна Красная площадь. Свежий ветер колышет множество знамён. Застыли в ожидании команд строгие квадраты парадных расчётов. Этот особенный парад в честь 40-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне назван Парадом Победителей. В нём участвуют воины, сражавшиеся на её фронтах и водрузившие Знамя Победы над Рейхстагом.
Поэтому в парадных расчётах наряду с молодыми воинами выделяются люди пожилого возраста, на груди которых поблёскивают Звёзды Героев Советского Союза и Героев Социалистического Труда, ордена Ленина, Славы, Красной Звезды и другие боевые награды.
На Красной площади – Знамя Победы. Ощущение радости и гордости за нашу страну, наш народ переполняет площадь. Торжественность момента и в высоко поднятой голове, уверенном шаге знаменосца – дважды Героя Советского Союза маршала авиации Н.М. Скоморохова.
А всё начиналось на берегах великой русской реки.
Правнук странствующих комедиантов – скоморохов, осевших на Волге после разгрома восстания Степана Разина, внук бурлака, сын рыбака и матроса Скоморохов Николай Михайлович родился 19 мая 1922 года (по паспорту 1920 года) в селе Лапоть Золотовского района (ныне – Белогорское Красноармейского района) Саратовской области, где с XVII века жили его предки. Где всё дышало разинской вольницей, а гордый, независимый характер жителей села и по сей день отмечают все, кому довелось здесь побывать.
В конце 20-х – начале 30-х годов из деревни народ повалил в город, спасаясь от нестерпимого положения, сложившегося на селе. Так и семья Скомороховых оказалась в Астрахани, где Николай продолжил учёбу в школе, а затем в ФЗУ, работал на Судоремонтном заводе им. III Интернационала. Родители с молодых лет на рыбных промыслах в Астрахани, на Каспии и Аральском море. Позднее – на нефтеналивных баржах на Волге, Каме, Чусовой. И Николай ещё ребёнком с отцом и матерью речными путями прошёл от Астрахани до Нижнего Новгорода и Перми.
Но настоящая жизнь для Николая началась с поступления в Астраханский аэроклуб, как позднее он напишет в своей книге «Боем живёт истребитель». И добавит: «Для меня нет лучшего аэроклуба, чем Астраханский, и лучшего инструктора-лётчика, чем Лев Иванов». Добрую память о нём Николай пронесёт через всю жизнь, так же, как и о своих учителях-наставниках в школе, ФЗУ и на заводе. Астрахань не только помогла сформировать характер, основы которого были заложены на родине, в селе Лапоть, как и интерес к полётам, когда с крутых волжских берегов у утёса Степана Разина Николай мог часами наблюдать за полётами птиц и где впервые увидел самолёт, – но и дала путёвку в небо, поставила на крыло, что во многом определило его судьбу. И в Астрахани Николай встретил любовь всей своей жизни – Марию, Машеньку.
По окончании Астраханского аэроклуба им. М.В. Водопьянова Н.М. Скоморохов был призван в Красную армию и направлен в Батайскую военную авиационную школу пилотов им. А.К. Серова. Военную присягу принял 23 февраля 1941 года, а через четыре месяца началась война.
Воевать Николай Скоморохов начал в предгорьях Кавказа в 1942 году, вместе со своими товарищами встав в боевой строй на краю огненной черты, протянувшейся от Баренцева до Чёрного моря. Теперь он был пилотом 164-го истребительного авиационного полка Черноморской группы войск на Закавказском и Северо-Кавказском фронтах, боролся за господство в воздухе на подступах к Сталинграду, защищая родной дом, любимую Волгу.
От неприступных стен Сталинграда и берегов Дона, через Поволжье, Украину, Молдавию, по долинам Дуная, через Балканские горы, до Софии, Белграда, Будапешта, центральной части Альпийских гор и Вены – таков славный и величественный боевой путь войск Юго-Западного фронта (3-го Украинского в 1942–1945 годах), в состав которого входила и 17-я воздушная армия, сформированная 16 ноября 1942 года. С 17-й ВА Николай прошёл все её фронтовые дороги, участвуя во многих крупных операциях Великой Отечественной войны.
Асом Скоморохов был признан 14 июня 1943 года после боя над своим аэродромом – Нижней Дуванкой, когда, словно в пропагандистском фильме, поднялся в воздух прямо с партсобрания, где обсуждали его кандидатуру для приёма в партию, и менее чем через час, сбив вместе с ведомым два «мессершмитта», вновь предстал перед президиумом партийного собрания.
Далее были бои на Курской дуге, битва за Донбасс.
Получив боевое крещение в 1942 году в звании младшего сержанта, Николай Скоморохов закончил войну в звании капитана в Вене.
За время войны Николай Михайлович совершил 605 боевых вылетов (на истребителях ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7), провёл 143 воздушных боя, выполнил более 100 вылетов на разведку войск противника, многие в самых сложных метеорологических условиях. Хладнокровие, выдержка, готовность идти на риск, ярко выраженная способность пространственной ориентации, превосходное зрение и цепкая зрительная память помогали Скоморохову проявлять себя умелым разведчиком. Неоднократно привозил ценные сведения о противнике. В 1943 году одним из первых осуществил аэрофотосъёмку заминированного Днепрогэса, которая помогла обнаружить взрывчатку и спасти плотину от полного разрушения.
Лично сбил 46 самолётов противника и 8 – в группе (7-й результат в списке советских асов-истребителей за годы Великой Отечественной войны), 3 вражеских самолёта уничтожил на земле. Сам ни разу не был сбит, и за время войны его крылатая машина не имела пробоин от самолётов противника. В боях не потерял ни одного ведомого. Однополчане всегда вспоминали о том, как Скоморохов заботился и оберегал своих ведомых и боевых товарищей, как приходил на помощь по первому зову, невзирая на численное превосходство противника. Знали: с ним надёжно, он жил по принципу «Сам погибай, но товарища выручай».
Он имел позывной «Скоморох», хорошо известный немецким лётчикам, так как о его нахождении в небе гитлеровцы предупреждали своих пилотов как о серьёзной опасности. Это был подлинный истребитель истребителей: из 46 лично сбитых Скомороховым самолётов 39, или почти 85%, – истребители – рекордный результат среди советских асов.
Выдающееся лётное мастерство, неукротимое желание побеждать, беспредельная любовь к Родине вели его от победы к победе. О нём говорили: «В рубашке родился». Сам же Николай верил, что его берегли заботы товарищей, фронтовое братство, горячая материнская молитва и любовь его Машеньки. В кармане гимнастёрки он всегда хранил её письма. Вылетая на задание, сдавал парторгу все документы, а письма оставлял – они служили ему талисманом в боях.
4 декабря 1943 года Скоморохов с ведомым, сопровождая наших штурмовиков на боевое задание, встретили 8 истребителей Ме-109. Несмотря на численное превосходство противника, смело вступили с ними в бой, показав исключительные образцы храбрости, своим мастерством расстроили боевые порядки вражеских истребителей, дав возможность «ильюшиным» полностью выполнить боевое задание. Все штурмовики возвратились благополучно на свой аэродром. В этом воздушном бою Скоморохов сбил два самолёта противника. Классическим примером в этом отношении является воздушный бой, который провели капитан Скоморохов и его ведомый – младший лейтенант Филиппов 21 декабря 1944 года. В тот день произошло, казалось, невероятное: двадцать четыре вражеских самолёта потерпели поражение от двух советских истребителей, потеряв пять своих машин и сбросив бомбы на свои же войска.
А 46-й самолёт врага Скоморохов сбил 25 апреля 1945 года под Брно. В самом конце войны, вылетев парой на прикрытие наших войск, действовавших на территории Чехословакии, под Брно, Николай Скоморохов провёл бой, ставший символичным. Сразив 46-й самолёт противника, он закрыл свой боевой счёт, а его ведомый Дмитрий Соха – открыл, уничтожив первый вражеский самолёт.
…После войны Н.М. Скоморохов окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе и Академию Генерального штаба. Служил командиром истребительной авиационной дивизии, командиром корпуса, командовал 69-й воздушной армией. Был начальником Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина. 74 года судьба отмерила воздушному асу, имя которого теперь в названиях улиц и школ.
Светлана Скоморохова