«Треугольник печали» – лента вдвойне неожиданная. И содержательно, и тем, что отмечена европейскими жюри, да ещё круче, чем предыдущая того же режиссёра. О «Квадрате», где очень осторожно Эстлунд высмеивал европейские нравы, мы писали («Гримасы политкорректности», «ЛГ», 2018, № 10). «Треугольник» уже не осторожная сатира, а яростный памфлет. Приговор. И не политкорректности, а старушке Европе. И, что поразительно, старушке шведский приговор так понравился, что жюри Каннского фестиваля вручило фильму «Золотую пальмовую ветвь»! Мистика какая-то, к тому же главную героиню, в конце фильма находящуюся на краю гибели, сыграла молодая красавица Шарлби Дин, которая, не дожив до премьеры, умерла от загадочной болезни.
«Треугольник…» напомнил недавнего лауреата «Золотого глобуса» – сериал «Белый лотос», в котором сатирическим нападкам подвергнут класс богатых, а также трагифарс «Меню» с великолепными Рэйфом Файнсом и Аней Тейлор-Джой, где пощады нет не только богатым, но и обслуживающему их персоналу. В «Белом лотосе» в финале внезапно наступает классовое примирение. Более того, богатые, судя по тому, что мы о них узнали, способные на любую гадость, вдруг все как один исправляются, а бедные, которым зритель поначалу сочувствует, напротив, оказываются ещё хуже богатых. «Треугольник печали» в этом смысле ближе к «Меню», где никаких сантиментов и примирений.
Лента в трёх, если так можно выразиться, актах – сеансах разоблачения. Есть и пролог из жизни шоу-бизнеса: комиссия отбирает молодых мужчин, способных работать моделями в модных журналах. Здесь мы знакомимся с главным героем – красавчиком Карлом (Харрис Дикинсон). В процессе показа мы понимаем, что нормальным мужчинам эта профессия противопоказана.
Первый акт происходит в ресторане, где влюблённые почти по Зощенко выясняют отношения по поводу того, кто платит за стол. Это – наш красавчик Карл и его подружка Яя (Шарлби Дин), тоже модель. И выясняется, что Карл – идеальный продукт европейского гендерного воспитания, абсолютное ничтожество. Во втором акте действие переселяется на шикарный океанский лайнер. На нём – наша парочка, получившая билеты в качестве премии от модельного агентства. А также сонм очень богатых господ, среди которых выделяется русский олигарх (Златко Бурич), торгующий удобрениями (он говорит прямо: говном). В «Квадрате» тоже был русский персонаж – страшная, вызывающая отвращение и ужас фигура, а здесь наш соотечественник омерзителен не более других присутствующих богачей, однако всё же не лишён обаяния. Есть и немцы, и американцы, и шведы, над которыми Эстлунд от души издевается…
Изысканные блюда нуворишам готовят лучшие повара высокой французской кухни, их обслуживают также вышколенные стюарды и официантки. Они – белые, это первый круг обслуживания. Следующий круг – горничные, посудомойки, уборщицы и те, кто не имеет права показываться туристам на глаза, – матросы, обслуживающие машинерию корабля. Эти – сплошь азиаты-мигранты.
Главное изумление – капитан корабля, он – марксист, регулярно напивающийся у себя в каюте под «Интернационал». Капитан сыплет цитатами из классиков марксизма и в полемике побеждает отстаивающего капиталистические идеалы русского олигарха. Капитана играет не кто-нибудь, а Вуди Харрельсон! Этого выдающегося американского артиста мы поминали в связи с блестящей работой в удостоенной «Оскара» ленте «Три билборда на границе Эббинга...».
К третьему акту лайнер затонул. Часть пассажиров и обслуги добирается до необитаемого острова. Тут сословная пирамида переворачивается и главным человеком становится азиатка (Долли де Леон), которая, в отличие от всех оставшихся в живых, умеет ловить рыбу. И её воля – кого-то кормить, а кого-то и наказать. Она выбирает себе в наложники, конечно, Карла. В общем, правит...
Вот какое будущее грезится Эстлунду. Что это, если не приговор западной цивилизации?
Удивительно не только то, что подобных фильмов с каждым годом всё больше, поражает, что они всё чаще прорываются на западный фестивальный олимп.
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться