Рубен Эстлунд – талантливый и самобытный режиссёр. Кино, которое он снимает, можно описать двумя прилагательными – «европейское» и «независимое». Тонкое, немного претенциозное, не всегда понятное, перегруженное смыслами, поднимающее сложные вопросы, но не оставляющее зрителю никаких ответов кино. С другой стороны, Эстлунда нельзя причислить к стереотипному евро-артхаусу, особенно если сравнивать с каким-нибудь Юлианом Радльмайером или Ульрихом Зайдлем, чьи имена вряд ли известны кому-либо за пределами жюри европейских фестивалей.
Рубен Эстлунд долго балансировал на грани. И его «Форс-мажор», и его «Квадрат» тяжело отнести как к массовому, так и к фестивальному. Но, кажется, «Треугольник печали» (2022), который сейчас идёт в российском прокате, как раз и является той нащупанной режиссёром золотой серединой, продуктом, понятным для зрителей, но притом интересным для тех же эстетов с Каннского фестиваля, что отдали ему главный приз.
Эстлунд смеётся. Над чем? Да над всем: над патриархатом, феминистками, миром моды, капитализмом и коммунизмом. Причём это сатира «в лоб», а не, как это принято у большинства европейских авторов в Каннах и Берлинале, «меж строк»: очевидная, проговариваемая вслух, использующая самые что ни на есть простые и заезженные штампы для высмеивания. Например, по сюжету главные герои сталкиваются с пожилой парой, чей бизнес заключается «в защите и установлении демократии». Естественно, оказывается, что они продают оружие. И этим фильм полон, особенно в первых двух актах. Эстлунд высмеивает богатых людей, их повадки и ценности, весь буржуазный мир, классовая структура которого заключена в герметичном пространстве роскошной, вычищенной до блеска суперъяхты. Образ тонущего корабля как символа разлагающейся под гнётом противоречий системы капитализма совсем не нов: тот же «Титаник» Кэмерона как раз об этом. Одним из немногих персонажей, не вызывающих презрения или отвращения, является капитан-коммунист в исполнении голливудской звезды Вуди Харрельсона. Во втором акте именно он во многом говорит то, что думает о собравшихся на судне зритель, пусть и с частым употреблением марксистской терминологии. Запоминается эпизод спора изрядно выпивших русского олигарха (Златко Бурич) и капитана, когда те устроили перестрелку цитатами известных коммунистов и антикоммунистов. И после всего увиденного в предшествующие полтора часа зритель оказывается на стороне «коммуниста» Харрельсона. Именно в его уста режиссёр вложил блестящий обличительный монолог в конце второго акта, как раз перед крушением лайнера.
Но Эстлунд – творец постмодернистского толка, а значит, не следует ждать от него каких-то явных ответов и идеологем. Весь третий акт, переселивший героев с роскошной яхты на дикий остров, размывает те установки, что логически выводились из увиденного ранее, и, по сути, является критикой уже строя социалистического в антураже «Повелителя мух» Голдинга. Притом если сатира на капитализм была яркой и насыщенной, то сатира на социализм упрощена до схематически-бытового уровня. Конечно, нельзя не отметить некоторые сюжетные кульбиты в конце картины, но общее послевкусие остаётся неопределённым. Получилось постмодернистское злободневное произведение, гениально написанное и сыгранное, но абсолютно пустое по итогу. Ещё больше к этому ощущению невнятности добавляет открытый финал.
Тем не менее «Треугольник печали» – мощное зрительское кино, местами гомерически смешное и язвительно-острое, временами шокирующее и жёсткое, порой совсем неожиданное, иногда до жути предсказуемое, но перманентно держащее в напряжении. Если же вы хотите увидеть сатиру, столь же злободневную, но куда более идеологически выверенную, советую обратиться к лентам «Жадность» Майкла Уинтерботтома или «Не смотрите наверх» Адама Маккея. Они про то же, но не оставляют после себя чувства опустошающей неоднозначности.
Никита Маргаев,
студент ИСИ
Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться