С фактами не спорят
В этом году выходит книга талантливого журналиста Александра Жесткова. «Наше дорогое метро» – так автор назвал свою книгу.
Метро – особый вид транспорта, и сам факт наличия метрополитена говорит об особом статусе города.
Посвящена книга тридцатилетию Екатеринбургского метрополитена, но рассказывает не только о нём, а позволяет сравнить все подземки России и других стран мира.
Но тут необходимо сделать отступление. Когда-то Александр Жестков работал с Марианной Максимовской. «Неделя с Марианной Максимовской» выходила по субботам, и это была, на мой взгляд, единственная безупречная программа на российском телевидении. Я могу побиться об заклад, что стиль программы отпечатался непостижимым образом на книге: отсутствие поверхностного взгляда, дотошное исследование материала и живой язык.
А Свердловский метрополитен был последним «сделан в СССР». Он стал 13-м по счёту в СССР и 6-м по счёту в РСФСР, в России. Кроме Москвы и Ленинграда подземки на то время действовали в Киеве, Харькове, Баку, Минске, Ереване, Тбилиси, Ташкенте, Новосибирске, Горьком, Куйбышеве.
За тридцать лет после распада СССР в России был открыт один метрополитен – в Казани, в 2005 году.
«Наше дорогое метро» можно было бы назвать учебником истории. Впрочем, прочитав фрагмент главы, каждый волен сам составить своё мнение.
Владимир Смирнов, член Союза писателей России
Октябрятские значки с юным Лениным, пионерские галстуки, почётные грамоты победителей социалистических соревнований – во многих семьях сохранились артефакты былой эпохи. Коммунистическое учение пропитывало различные сферы жизни. Вот и, спускаясь под землю, советский человек не только добирался из пункта А в пункт Б, он должен был прочувствовать, как партия и правительство о нём заботятся и в какой великой стране он живёт. Такие задачи ставились перед декоративным убранством метро. Эти же мысли фиксировали в головах пассажиров и сами названия станций: «Площадь Революции», «Комсомольская», «Дворец Советов»... В СССР строили не просто транспортный объект, метро было важным идеологическим форпостом.
Нарядные станции первой линии Московского метро начала 1930-х, героические метровокзалы, построенные во время Великой Отечественной, дворцы послевоенного сталинского метро, практичные хрущёвские станции. Мозаичные лужковские и хайтековские собянинские. Сам облик станций говорит о том, какую мысль и как они должны транслировать пассажирам. Этому же способствуют разнообразные панно, мозаики, барельефы и скульптуры. Или их отсутствие.
Ещё интереснее дела обстоят с названиями. Про самый большой в России метрополитен – Московский – можно сказать как в том анекдоте: «Колебался вместе с генеральной линией». Станции, особенно в центральной части города, переименовывали множество раз в зависимости от идеологического курса. По названиям можно даже было судить, кто сейчас в фаворе в партийной верхушке, а чьи позиции ослабли.
Особенно примечательна судьба станции «Охотный Ряд», открытой рядом с Красной площадью в составе первой очереди метро в 1935 году. В 1955 году она стала называться «Имени Кагановича» (в честь курировавшего строительство Московского метро наркома путей сообщения Лазаря Кагановича). В 1957 году, когда Хрущёв стал зачищать старую сталинскую гвардию, станции вернули историческое название «Охотный Ряд». Однако вскоре его посчитали недостаточно идеологическим, и в 1961 году вместе с улицей станцию переименовали в «Проспект Маркса». В 1990 году со счетов списали уже Маркса и вернули историческое название «Охотный Ряд». Кстати, сам Московский метрополитен с 1935 по 1955 год тоже носил имя Кагановича. Сначала видного советского деятеля «понизили» до одной станции, причём «по его просьбе». Вскоре его вообще вычеркнули из топонимики метро. Тогда подземке присвоили имя Ленина. И всё это в рамках одной советской идеологии.
Первая крупная коррекция названий была проведена в Московском метро после разоблачения культа личности. Так, станция «Сталинская», построенная в годы войны, стала «Семёновской», «Завод имени Сталина» – «Автозаводской». «Вождя и учителя» выбивали из мозаик, удаляли цитаты со стен и потолков, в барельефах-горельефах его фигура заменялась на других персонажей. Там, где это сделать было невозможно, изображения, восхвалявшие бывшего лидера, замазывались, прикрывались или полностью демонтировались. Проводить «десталинизацию» пришлось даже в Ленинградском метрополитене, который открылся уже после смерти вождя в 1955 году, но по-прежнему был воплощением сталинского стиля в архитектуре и идеологии. Так, на торцевой стене центрального зала станции «Нарвская» находилась большая мозаика «Сталин на трибуне», созданная по живописному полотну А. Герасимова 1939 года, но после развенчания генералиссимуса панно было закрыто мраморной фальшстеной.
Во время перестройки в Москве прокатилась волна возвращения исторических названий улицам и переименований станций метро. Тогда «Дзержинская» стала «Лубянкой», «Кировская» – «Чистыми прудами», «Площадь Свердлова» – «Театральной», «Колхозная» – «Сухаревской», «Ждановская» превратилась в «Выхино», а «Щербаковская» – в «Алексеевскую». Но убрали далеко не все советские символы. До сих пор в столице идут споры по поводу станции «Войковская», названной в честь Петра Войкова – революционера, участника расстрела царской семьи в Екатеринбурге в 1918 году.
У Екатеринбурга – Свердловска – Екатеринбурга своя идеологическая судьба. Город стал одним из крупнейших центров страны именно в советское время. Советская власть решила увековечить себя в самом его названии.
1924 год. После смерти вождя революции на карте страны появился Ленинград. В том же году кампания по переименованию достигла Екатеринбурга. Информационная подготовка продолжалась девять месяцев. Сначала газеты объясняли гражданам, чем плохо нынешнее название. Критиковали императрицу Екатерину Первую. В выражениях не стеснялись. Главу государства называли и «распутной, пьяной бабой», и «прачкой Меншикова». При этом новые власти должны были продемонстрировать, что прислушиваются к «предложениям трудящихся». Поэтому обсуждались и другие варианты: Ленинбург, Красноуральск, Красный Урал, Уралград и даже Реваншград – чтобы увековечить казнь последнего российского императора.
Позже горожанам популярно объяснили, что Свердловск – самый лучший вариант. Умерший к тому времени Яков Свердлов считался одним из главных большевиков на Урале и до революции успел посидеть в екатеринбургском «централе». Кроме того, он два года был формальным главой советского государства – возглавлял Всероссийский центральный исполнительный комитет. Решение о переименовании оформил горсовет. Именно с названием Свердловск город вошёл в историю страны как один из символов индустриализации.
С годами превратившись в крупный научный и образовательный центр, Свердловск стал местом концентрации творческой мысли и свободолюбия. При этом, находясь на скудном нестоличном продовольственном пайке, в поздние советские времена город быстро превратился в оппозиционный анклав. Здесь голосовали за Ельцина, когда он объявил войну Союзному центру, не только потому, что земляк. Споры о роли Бориса Николаевича в истории страны до сих пор особенно горячи именно на родине. Но Ельцин стал олицетворением перемен, необходимость которых тогда чувствовали многие, если не все.
Депутаты горсовета вернули Свердловску историческое имя 4 сентября 1991 года, уже после августовского путча, когда стало ясно, что точка невозврата для советской системы пройдена. К тому времени Ленинград уже стал Санкт-Петербургом, Куйбышев – Самарой, Калинин – Тверью, а Горький – Нижним Новгородом.
Для метрополитена дело ограничилось всего одним переименованием. Открывшийся в апреле 1991 года в Свердловске, он соответственно назывался Свердловским. Но уже через несколько месяцев, в связи с изменением имени города, прежнее наименование метрополитена утратило актуальность. Сразу назвать его Екатеринбургским не решились. На станциях, открытых в 1990-е годы, писали просто «Метрополитен». Во-первых, не все горожане были в восторге от исторического имени. Во-вторых, в то время слово «Екатеринбург», а особенно прилагательные, образованные от него, многим казались труднопроизносимыми. Отвыкли за 67 лет Свердловска (тоже, кстати, не самого лёгкого с точки зрения орфоэпии). Новое-старое имя города в те годы было предметом постоянных шуток.
– Как теперь правильно называть жительниц города: екатеринбурженка, екатеринбужка или екатеринбуржуйка? – задавались вопросом горожане.
Установленные в подземных переходах к открытию метро в 1991 году вывески «Свердловский метрополитен» убрали только в конце 2010-х.
«ЛГ»-ДОСЬЕ
Александр Жестков – журналист, телеведущий. Родился в 1978 году в Свердловской области. Окончил факультет журналистики Уральского государственного университета. Вёл авторскую программу «Главная тема с Александром Жестковым» на телеканалах «Мир» и «Мир 24». Был корреспондентом, обозревателем информационных программ, парламентским журналистом в Государственной Думе РФ. Работал для телепрограмм «Новости 24», «Неделя» с Марианной Максимовской, «Что случилось?» с Михаилом Осокиным. В 2011 году выпустил на РЕН ТВ цикл «Москва и москвичи» о жизни в городе Москве в штате Айдахо, США. С февраля 2019 года – руководитель пресс-службы ВДНХ.