Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 23 февраля 2021 г.
Литература

Сибирь как частное открытие

Родную землю любишь непредсказуемо, первобытно

23 февраля 2021

27 февраля отпразднует юбилей писатель и журналист Анатолий Омельчук. Беседуем с ним об объединяющей силе истории и о том, нужно ли талантливому человеку всеобщее понимание.

– Спрошу как ровесника: повезло нам с тобой со временем жизни?

– Сам себе завидую. Нашему с тобой поколению присущи наивность, искренность и целомудрие. У нас была возможность любить Тютчева, Платонова, Заболоцкого. Мы смогли поверить Владимиру Короленко и Фёдору Гиренку.

– Говорят: «Человеку столько лет, насколько глубоко он почувствовал прошлое своей родины». Что в таком случае можешь сказать о своём возрасте?

– Недавно вернулся с «Ленских столбов», там есть урочище Диринг-Юрях. Как считают археологи, это первая стоянка человечества, точнее, первая рабочая стоянка – мастерская древнего сибиряка. Она возникла два с половиной миллиона лет назад.

Мы делаем документальный фильм «Сибирская колыбель землян – Диринг-Юрях». На неприметном археологическом раскопе эти немыслимые два с половиной миллиона лет внутренне ощущаешь...

– История объединяет или разделяет людей?

– Чтобы не иметь врагов в настоящем – не надо искать врагов в прошлом.

Прошлое, как общее детство, исключительно объединяющее начало. Об этом мои книги «Частное открытие Сибири», «Сибирь – сон Бога», «Манящий свет звезды Полярной».

– Ты азиат и северянин в первом поколении, но большего патриота Севера и Сибири я не знаю. Ты в литературе – делегат от Севера или от Сибири?

– Скорее, от детства, от времени и неразделённой любви. Но земля Сибирь, полагаю, мне многое делегировала. Сибирь ментально – изначальная Россия. Запасная земля человечества.

Только что получил от Сергея Симакова, директора издательства Тюменского госуниверситета, две флешки, на них – «Книга Сибири» – 47 моих произведений. Все они, понятно, о любви, жизни и смерти, но о любви к Сибири, о жизни в Сибири, о бессмертии и вечности моей родины.

– Есть у тебя такая самоидентификация – славянский сибиряк. Как бы ты расшифровал это понятие? Готов ли быть союзником Леонида Мартынова, который почти век назад уверял: «Не упрекай сибиряка, / Что он угрюм и носит нож – / Ведь он на русского похож, / Как барс похож на барсука»?

– Мартынов – великий поэт, сибиряк, и эти его стихи хороши. Но мне на сердце не ложатся. А славянский сибиряк – да, попытка самоидентификации.

В каждом человеке смешано много кровей, а особенно – в человеке Сибири. Эту родную землю любишь непредсказуемо, первобытно. С яростью первой любви.

– Герои твоих передач, книг, фильмов реализованы в разных сферах. Но почему эти люди были современниками не приняты или не поняты – будь то писатели Андрей Платонов, Ксения Некрасова или исследователи Сибири Константин Носилов, Фридрих Миллер?

– Требуется ли всеобщее понимание? Честному писателю это скорее вредит. Платонов не попал в канонический иконостас? Да, он не культовый писатель. Его и сейчас не читают. Мы делали фильм «Счастливый гений с реки Потудань». Я поехал в «научку» родного Томского императорского университета, где студентом впервые открыл прижизненные книги Платонова. Посмотрел книжные формуляры: там после моих записей в 1964 году – ни одной читательской росписи. 56 лет прошло. Томский университет – интеллектуальный центр Сибири. Платонова эта история не портит.

Как бы ни забывали Фёдора Ивановича – Герхарда Фридриха Миллера, прошлое Сибири изучают по его энциклопедической «Истории» и всё еще расшифровывают «Портфели Миллера».

– Среди твоих книг стали появляться такие, в которых, с одной стороны, всё перемешано: репортажи, эссе, философемы, а с другой – всё продумано и выверено: формат, соотношение текста и изобразительного ряда, игра... Вырисовывается персональный метажанр: авторская книга. Эта содержательная форма образовалась от простого литературного «скопидомства» или как сознательный эксперимент (с оглядкой, скажем, на давний «Мой временник» Б. Эйхенбаума)?

– «Високосный год. 366» был задуман как книга-процесс, а не как книга-результат. Издания последнего времени: «Козырный век. Зачем», «Дирижёр дождя», «Человековек», «Сибирь – сон Бога» – такие же.

Эйхенбаума плохо помню, но помню «Дневник писателя». Впрочем, у Фёдора Михайловича социально-политическое «днеписание», а у меня творческие отчёты, годовые кольца. Я писатель не застольный – дорожный, пишу на бегу. Но я вырос на «Лесной газете» Виталия Бианки. Скорее всего, форма, о которой ты говоришь, из детского понимания книги – гениальной в своей простоте.

Так и пишу – в жанре «книга». Очень ёмкий жанр...

Поздравляем Анатолия Константиновича с 75-летием! Желаем бодрости, вдохновения и благодарных читателей!


«ЛГ»-ДОСЬЕ

Анатолий Константинович Омельчук – писатель, журналист, краевед. Родился в 1946 году в селе Могочино. Окончил Томский государственный университет. Работал радиожурналистом, корреспондентом, редактором. Был председателем Комитета по радиовещанию и телевидению Тюменской области. В 1992-2018 гг. занимал должность президента телерадиокомпании «Регион-Тюмень».

Член Союза писателей России. Заслуженный работник культуры РФ. Член Российского географического общества, член правления Евроазиатской телеакадемии, президиума Международной академии телевидения и радиовещания, действительный член Академии российской литературы, Академии российской науки и искусства. Автор книг «Арктическая разведка», «Сибирь – сон Бога», «Дирижёр дождя» и др. Лауреат ряда литературных премий.

Тэги: Леонид Быков
Обсудить в группе Telegram

Леонид Быков

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Особая для наших душ минута...»

    11.05.2025
  • Звучит над озером романс

    11.05.2025
  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Мы дали салют!

    09.05.2025
  • «В тот день, когда окончилась война...»

    09.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS