Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 06 марта 2013 г.
Литература

Белый шёлк

06 марта 2013

Я уже и не помню, в каком месте своих воспоминаний написал о проводах Ирины Снеговой. Она завещала похоронить её без торжественных гражданских панихид и прочих знаков официального внимания.
Ирина Снегова умерла в середине семидесятых... Её хоронили – возможно, я ошибаюсь, хотя и присутствовал на похоронах, но мне кажется, что на Ваганьковском, по желанию семьи «нетрадиционно» – без панихидных речей в Малом зале Центрального Дома литераторов, без шума и тарарама пьяных писательских поминок.
Мне запомнилось, что гроб, в котором упокоилось тело поэтессы, был обтянут белым шёлком. Обычно писателей хоронили в гробах, обтянутых чёрно-красной тканью (после, в постсоветское время, появились роскошные гробы под шпоном из красного дерева с откидной крышечкой для лица).
Это был 1975 год, под ногами хлюпала кладбищенская глина, замешанная в кашу с прошлогодними листьями, а за гробом, который везли дюжие похмельные Хароны, шёл муж поэтессы и, кажется, её сын (я не уверен в этом), а также великий переводчик и жизнелюб Лев Гинзбург – небольшого росточка, но очень упитанный и обаятельный, который тоже умер через какое-то после этого время, вместе с дочерью Ирэн и её мужем Сашей, и я – не только как почти официальный представитель московских поэтов, но по душевному порыву. Перед тем как гроб скрылся в мокрой вселенской глине, все помолчали. Ирина Анатольевна ушла из жизни быстро и незаметно, у неё оказался рак, о чём даже не подозревали блатные врачи престижной поликлиники Литфонда, которые проморгали ещё одну душу.
Вот и всё.
Кто ещё участвовал в этой скорбной церемонии – не помню. Скорее всего, я всех перечислил.
А ведь в 60-е и в начале 70-х годов творчество Ирины Снеговой занимало заметное место в том поэтическом соревновании, которое не оставляло равнодушным никого – практически всю страну. Вот чудесное и горькое стихотворение о любви: «Любовь – любви не ровня, не родня. Любовь с любовью, боже, как не схожи! Та светит, эта жжёт сильней огня, А от иной досель мороз по коже. Одной ты обольщён и улещён, Как милостью надменного монарха, Другая душно дышит за плечом Тяжёлой страстью грешного монаха. А та, иезуитские глаза Вверх возводя, под вас колодки ищет… А эти?.. Самозванки! К ним – нельзя! Разденут, оберут и пустят нищим… Любовь – любови рознь. Иди к любой… И лишь одной я что-то не встречала –Весёлой, той, какую нёс с собой Античный мальчик в прорези колчана».
Даже не говорю о её хрестоматийном высказывании о предельной тяжести творчества, о том, что «Литературу делают волы. Столпы искусства все, как есть – подёнщики…». Эти строки цитировались в давней прессе неоднократно. Нечто подобное я нашёл потом в переведённых на русский язык «Дневниках» Ренара.
Но Ирина Снегова волом не была – вот и надорвалась от непосильной ноши таланта.
Я помню её стихотворение о том, что

Всё приходит слишком поздно:
Мудрость – к дряхлым, слава – к мёртвым,
Белой ночи дым беззвёздный
В небе, низко распростёртом, –
К нам с тобой, идущим розно.
Всё приходит слишком поздно:
Исполнение – к желанью,
Облегчение – к недугу.
Опозданья, опозданья
Громоздятся друг на друга...


Впоследствии первая строка этого стихотворения таинственным образом перекочевала в прекрасное стихотворение Межирова, что ещё раз подтверждает высказывание Пастернака о том, что «…небосвод содержит всё, что сказано и скажут…».
Я уже цитировал стихи Александра Петровича, но не могу отказаться от того, чтобы не обратиться к ним снова: «Всё приходит слишком поздно, – И поэтому оно Так безвкусно, пресно, постно, – Временем охлаждено».
Но я отвлёкся от Ирины Снеговой. Я запомнил её как очень интеллигентную, одетую настолько элегантно женщину лет пятидесяти, что она просто казалась незаметной среди окружающего её – да и нас всех – человеческого потока. Она ушла из жизни стремительно. Рак груди, метастазы в лёгкие, несколько месяцев обследования и больницы – и её не стало. Поэтессе было всего-то пятьдесят три года. Она не опоздала, она, словно опровергая слова собственного стихотворения, непоправимо поторопилась.
Она печаталась уже в 50-е годы, занималась переводами, а широкую известность ей принесла книга стихов «Август», изданная, пожалуй, ещё в 60-е годы ХХ века. Я словно бы сейчас вижу перед глазами обложку этой книги: поэтического формата, в суперобложке с крупно выведенным красными буквами названием. Её, насколько помню, последняя прижизненная книга называлась «Крутизна», на этот раз в обложке серого печального цвета.
Она была настоящим лирическим поэтом, писала о любви, обращалась к высокой философии, была далека от любой официальной идеологии. Она просто дышала – любовью, печалью, разлукой:

Жив-здоров. Не глядишь на другую.
Вот и всё. Остальное стерплю...
Не грустишь? Но и я не тоскую.
Разлюбил? Но и я не люблю.
Просто мне, чтоб по белому свету
Подыматься дорогой крутой,
Нужно верить, что дышишь ты где-то,
Жив-здоров... И не любишь другой.


Я познакомился с ней в 1974 году, а через год её не стало. Но я до сих пор не могу забыть то обаяние, которое дарила эта необыкновенная женщина. И интонацию её стихов:

Не нужно приходить на пепелища
И так стоять, как я теперь стою.
Над пустырём холодный ветер свищет
И пыль метёт на голову мою.

И где-то в потёмках моей памяти нет-нет да и вспыхнет отсвет того белого шёлка, который отсвечивал посреди тропинок и памятников сырого неухоженного кладбища.

Обсудить в группе Telegram

Сергей Мнацаканян

Родился в Москве 4 августа 1944 года. Член Сою... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • ЛГ- рейтинг

    13.05.2025
  • Сказка с явью грустят наравне

    12.05.2025
  • «Особая для наших душ минута...»

    11.05.2025
  • Звучит над озером романс

    11.05.2025
  • Эхо высоты

    09.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг Форум
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS