На минувшей неделе резко, хотя и ожидаемо, обострилась ситуация на Ближнем Востоке. Руководители Израиля решили усилить боевые действия против вооружённых отрядов Палестинского движения сопротивления (ПДС), которые поддерживаются Ираном.
Одновременно генштабу армии ЦАХАЛ, разведке «Моссад», другим израильским спецслужбам поставили задачу обнаруживать и уничтожать лидеров и командиров шиитских группировок палестинцев в секторе Газа и на юге Ливана. Начиная с 28 июля Израиль начал наносить ракетно-бомбовые удары с применением авиации по местам дислокации и базам проиранской группировки ПДС «Хезболла» на территории Ливана. После одного из авианалётов в Бейруте был убит один из лидеров «Хезболлы» Фуад Шукр, а на юге Ливана погиб полевой командир Али Назих Абдель Али. Минобороны Израиля обвинило их в обстрелах своей территории и оккупированных Голанских высот (откуда израильтяне, кстати, получают для себя такой ценнейший продукт, как вода). И всё это, утверждает глава минобороны Галант, якобы привело к «кровавым жертвам» среди мирных граждан Израиля, включая детей.
Никого уже не удивляет, что при этом Тель-Авив умалчивает, что ещё до нынешней эскалации из-за израильских ударов погибли или были ранены сотни ливанских граждан, а 100 тысяч человек, по данным ливанского МИДа, покинули свои дома. Одновременно Израиль ужесточил боевые действия в почти разрушенном им секторе Газа против проиранской группировки ПДС «Хамас». Но и этого показалось мало. Ударом израильской ракеты в ночь на 31 июля в Тегеране был убит глава политбюро группировки Исмаил Хания, который несколькими часами ранее приветствовал в ходе инаугурации нового президента Ирана Масуда Пезешкиана. Верховный лидер ИРИ заявил, что «Израиль фактически нанёс удар по суверенному государству».
В Тегеране расценили дерзкую (и явно не спонтанную) вспышку этой военной агрессии и теракты как попытку «сионистского врага» при поддержке США и других сил Запада не только больно ударить по Ирану, но и заставить его прекратить помощь воюющим шиитским отрядам ПДС. Чего было ждать в ответ? Конечно, обратного. Руководство Ирана заявило, что «провокационные действия израильской военщины» заставляют его расширить финансовую и военную помощь «шиитским братьям» как в Ливане, секторе Газа, так и единоверцам-хуситам в Йемене, тоже страдающим от «американо-сионистской агрессии». Руководство Корпуса стражей исламской революции объявило о «жёстком ответе врагам Ирана».
Особо примечательно вот что ещё. Видимо, Нетаньяху обеспокоило, что лидеры ПДС немного ранее откликнулись на призыв Китая провести в Пекине объединительную сессию 14 разобщённых и враждующих между собою палестинских группировок. Как отмечал МИД КНР, иначе весь «веник палестинского народа, борющегося за независимость, его враги неумолимо сломают по веточке». И встреча в Пекине прошла, хотя её участники не сумели выработать общий подход к решению давних проблем, чего, в частности, добивалось «умеренное» палестинское крыло ФАТХ. Но шаг к сближению был сделан. Ясно, что Израилю это совсем не нужно.
Если избегать деталей, общий анализ обстановки показывает: регион, как никогда, близок к широкомасштабному конфликту, к большой войне с миллионами жертв. И это прежде всего из-за абсолютной непримиримости враждующих сторон.
Вспоминается басня Сергея Михалкова про двух упрямых баранов, не пожелавших разминуться на мосту через глубокую речку. Кончилось тем, что в «этой речке утром рано утонули два барана». Мои контакты в Иране, да и не только там, со знакомыми, которых причисляют к ряду мудрых аксакалов, показывают: они очень опасаются, что победителя в ближневосточной бойне может не оказаться вовсе. Увы, подобная непримиримость сторон заметна не только на Ближнем Востоке, а цена политического упрямства – всё новые и новые жертвы.
Владимир Онищенко,
востоковед, ветеран военной разведки