Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 28 мая 2014 г.
  4. № 21 (6464) (28.05.2014)

А детям – нравится?

28 мая 2014
Леонид Нечаев на съёмках фильма «Рыжий, честный, влюблённый»

Я хотела посвятить эту статью Леониду Нечаеву, которому в мае этого года, когда б он дожил до него, исполнилось бы (всего!) семьдесят пять лет. Но, погружаясь в тему, обнаруживала всё больше взаимосвязанных знаковых цифр: восемьдесят лет исполнилось бы Вячеславу Невинному, восемьдесят лет благополучно здравствующему Евгению Крылатову, тридцать лет назад снят фильм «Рыжий, честный, влюблённый», двадцать пять лет назад – фильм «Не покидай», пять лет назад умер Игорь Красавин... да и Невинный умер пять лет назад, тридцать первого мая... И все эти круглые даты подступали и требовали разговора – не только о Нечаеве, но о русском детском кино на телевидении, что с ним было и что сталось...

Фильмы Нечаева для этого хороши: очень широк спектр. «Приключения Буратино» – классическая сказочная экранизация, азартная, бесшабашная, незамутнённо-весёлая... хотя есть там и потрясающий свирепый Этуш-Карабас, из всего арсенала устрашения убедительно, с оттяжкой извлекающий одну коронную фразу: «Щас как дам больно!» И всё же это простое улыб­чивое кино. «Какое небо голубое», знаменитый кукольный сюжет без существенных отступлений от него, но уже с мгновенно запоминающимися песнями и безошибочно-точным подбором актёров.

Это чудо повторится в «Красной Шапочке» – фильме, который любят далеко не все: здесь как раз сюжет размыт и условен. С другой стороны, удивлять кого-то сюжетом «Красной Шапочки» – занятие сомнительной ценности, и Нечаев вместо этого пускается в импровизацию, импрессионистское блуждание, в котором логические связи – нечто допустимое, но необязательное. «Охота – это когда охота. А когда неохота – то кому это надо?» На примере «Шапочки» хорошо видно: того, что ему неохота, Нечаев не делает, а делает лишь то, что ему доставляет удовольствие, что умеет лучше всего: высвечивает каждого героя.

У него была феноменальная способность раскрывать людей. Встретить в коридорах телецентра застенчивого девятилетнего мальчика с плохой дикцией, которого мама взяла, чтобы только не сидел дома один (она-то привела показывать дочку!), – и сделать из него героя сказки «Рыжий, честный, влюблённый», да так, что мальчика не придётся даже переозвучивать: на съёмочной площадке он оживёт, эта роль, лирическая и тонкая, окажется его. Встретить в минском метро одиннадцатиклассника Игоря Красавина, который не снимался в кино ни до, ни после (а сколько потом предложений получал!), – не снимался больше вообще никогда, но Нечаев придал ему голос певца Анатолия Тукиша (ещё один юбилей: шестьдесят лет) и высветил в юноше прекрасного принца – нежного, благородного, эталонного...

Вот отличие нечаевских фильмов 80-х: в них обострился, как-то всерьёз актуализировался смысл. За «Рыжего, честного, влюблённого» режиссёра укоряли: показал прагматическую семью, живущую низменным «словчить, хапнуть, объегорить». Нечаев отвечал просто: «А детям – нравится». И детям впрямь нравился очень трогательный, но принципиальный герой, стойкий рыжий мальчишечка, который не хочет мириться со всем этим семейным безобразием. Обратите внимание: разве сейчас есть такие герои? Нынешний призыв детского кино: не лишайте детей детства, не пятнайте взрослыми скучными проблемами их фантазии и мечтания, боритесь за семейные ценности (ах да, и ещё: берегитесь Павликов Морозовых) – что угодно, но об ответственности детей, о том, что это завтрашние взрослые, детское кино теперь помалкивает.

Фильм «Не покидай» у Нечаева получился наособицу: он, строго говоря, не совсем детский. Кроме того, этот фильм – последняя большая нечаевская удача. Снятый в 1989 году, на излёте перестройки, он от силы два раза был показан публике, имел успех – и надолго лёг на полку. Те, кто успел его полюбить, десяток лет тоскливо недоумевали по этому поводу — сказать так не будет преувеличением, я сама знаю таких людей... Почему бы это могло быть? Ведь в «Не покидай» изумительные, совершенные работы актёров: маститых – Вячеслава Невинного, Альберта Филозова, и совсем молодых – Варвары Владимировой, Артёма Тынкасова, Светланы Селезнёвой, Игоря Красавина... В каждом случае стопроцентное попадание в роль, и кажется теперь, что по-другому это нельзя да и невозможно было сыграть. Афористичность всегда была свойственна нечаевским фильмам, но проявлялась преимущественно в песнях, и эти (музыка Крылатова, слова Дербенёва) не стали исключением, попали прямиком в золотой песенный фонд кинематографа. Чего стоит великолепное исполнение Невинного:

К нам едет-едет-едет жених из-за границы,

И то, что я волнуюсь, не стану я скрывать.

А будь он не приезжим и заграничным принцем –

Мне было бы, конечно, всё равно и наплевать!

Может, в этом всё и дело: атмосфера «Не покидай» буквально наэлектризована афористичностью – не только песни, но и реплики, даже многие сцены и кадры таковы, что их можно было бы расхватать на цитаты... А между тем это – самый злободневно-политический из фильмов Нечаева. Он, в сущности, о перестроечной интеллигентской мечте: вот начнут все говорить правду – и станут лучше, всё изменится, всё будет правильно... 1989 год, мечте той оставалось жить совсем недолго. Возможно, поэтому и лёг на полку неудобный фильм. А может – просто безалаберность, разрушительная сама по себе, без злого умысла...

Когда рухнул Советский Союз, Нечаев не избежал судьбы, общей для подавляющего большинства советских режиссёров: он стал снимать хуже, у него перестало получаться то, что получалось всегда... Картонную его «Дюймовочку» мы не будем здесь разбирать: незачем. И всё-таки это урок – урок, за который в России дорого заплачено творческим безвременьем: когда из искусства уходит искренность – в нём не остаётся ничего действительно ценного.

Татьяна ШАБАЕВА

Тэги:
Обсудить в группе Telegram

Татьяна Шабаева

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS