Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

А душа просит праздника

01 января 2007

ВЕРНИСАЖ

Ю.П. Кугач. «В праздник (В выходной день)». 1949В музее-заповеднике «Царицыно» развёрнута выставка, даже беглый осмотр которой даст больше ответов на сакраментальный вопрос о сущности загадочной русской души, чем тысячи увесистых томов, написанных философами, психологами и этнографами. Тем, кто захочет понять, какие они, «Праздники по-русски», стоит увидеть эту экспозицию собственными глазами.

Честно предупреждаю: беглого осмотра всё равно не получится. Эти нездешние лица и буйные краски, эти перехлёстывающие через края холстов страсти берут в полон пусть не мгновенно, но властно. И противиться сим невидимым, но весьма ощутимым оковам нет никакой возможности. Такова сила искусства, отражающего неукротимую, непридуманную жизнь.

Русский музей – частый гость в экспозиционных залах Царицына – и на этот раз подошёл к отбору полотен с исключительным тщанием. Классический репинский «Юбилейный обед», каноническое «Сватовство майора» Павла Федотова, бравурно-мажорный «С.М. Киров принимает парад физкультурников» Александра Самохвалова. Однако полотна выбирались не только из вполне понятного для любого музейщика желания впечатлить зрителя именами и образами, о которых раньше принято было говорить (сейчас поостережёмся), что они знакомы каждому со школьной скамьи. Рядом с картинами, обретшими хрестоматийную известность, нашли своё место полотна, широкому зрителю, особенно по нынешним «тёмным» временам, почти неизвестные, как «Бабушкин праздник» Алексея Корзухина или «Лето (С поздравлением)» Карла Лемоха. Но без волнения смотреть на них невозможно: столько искренности вложено мастерами в незамысловатые на первый взгляд сюжеты и столько любви в скромных героев, коим волею судеб выпало быть ходатаями перед Вечностью.

Необычна и концепция выставки. В слове «праздник» нам привычно слышится удалое веселье, даже стихийный, неуправляемый разгул. Но здесь это понятие расширено едва ли не до границ вселенной, ибо вобрало в себя и таинство смотрин невесты, и скорбность погребальной тризны, и тихую радость в глазах младенца. В русских праздниках, пусть простят меня филологи, собственно «праздности» всегда меньше, чем стремления постичь премудрость земного бытия.

Организаторы выставки – директор Государственного русского музея Владимир Гусев и президент Благотворительного фонда «Система» Вячеслав КопьёвЕсть на выставке и экспонаты совершенно неожиданные – перечни блюд для монарших празднеств, к оформлению которых приложили руки выдающиеся художники. Из-под кисти Виктора Васнецова вышло, к примеру, меню «Священного венчания Государя Императора Александра III и Государыни Императрицы Марии Фёдоровны», а Александр Бенуа приложил руку к меню и вовсе «безымянного» обеда, имевшего место быть 19 мая 1896 года. Смотришь на эти миниатюры и не знаешь чему больше удивляться – меткости авторов, сумевших в нескольких штрихах запечатлеть облик целой эпохи, или кулинарным изыскам, кои сегодня нам недоступны не из-за диковинности исходных продуктов (сегодня и черепаху для супа, и рыбу-соль для сольного блюда раздобыть не такая уж и проблема), а из-за навеки утраченного искусства высокой русской кухни.

Восторженной публике, шествующей по паркетам от одного шедевра к другому, экспозиционные тайны неведомы. А профессионалы знают, как сложны для выставок такого рода царицынские залы, как причудливо ломают они привычные музейные перспективы, как непредсказуемо капризен свет, проникающий сквозь высокие дворцовые окна, и как невероятно трудно сохранить в этом своевольном пространстве неуловимое обаяние классической русской живописи. Перед коллективом, готовившим экспозицию, можно только снять шляпу. И порадоваться, что не перевелись всё-таки в нашей земле меценаты, ибо без деятельного участия Благотворительного фонда «Система» сим праздникам вряд ли возможно было бы предстать перед московской публикой.

Сегодня много и пламенно говорят о необходимости обретения национальной идеи. Её отсутствие приводит в трепет и политиков, и социологов, и, как ни странно, даже промышленников и финансистов. Степень искренности этих сетований у каждого сетующего своя, и Бог каждому из них судья. Но, возможно, стоит попробовать перенести дискуссию на эту тему из телестудий и парламентских залов в залы музейные? Глядишь – и отыщем там то, что так долго и так фатально безуспешно пытаемся обрести…

Виктория ПЕШКОВА

Выставка продлится до 18 сентября

Обсудить в группе Telegram

Виктория Пешкова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS