Есть на нашем телевидении два молодёжных музыкальных канала – оба аналоги зарубежных – MTV и МУЗ ТВ. Но оправдывают ли они своё название? О качестве ротации музыкальных клипов рассуждать – дело неблагодарное. Всё больше замечаю среди своего поколения, родившегося в конце восьмидесятых, заинтересованность в той музыке, что называется underground: её не услышишь по радио и не увидишь на ТВ. Она «не раскручиваемая». Найти что-то качественное, стоящее внимания, всё сложнее. Дети интеллигенции с бронебойной психикой (адаптируемся потихоньку), увидев, услышав, узнав что-то стоящее, талантливое, начинают «глотать» его как воздух. Честь и хвала тем, кому хватает выдержки и терпения разгребать множество крупиц массовой, мозаичной культуры и находить что-то настоящее на youtube.com и подобных сайтах в Сети.
Всё перемешалось в молодом поколении России. Культурные помосты захламлены со всех сторон: это и неактуальные устаревшие стандарты, это и блестящие побрякушки чего-то «нео», это и капиталистический шоу-бизнес, и бездарный, но яркий концептуализм. Даже если захочешь, вряд ли сможешь в одиночку обнаружить среди всего этого что-то талантливое. Вот и пошло следование и подражание псевдокультурам. «Наши» музыкальные каналы яркий тому пример.
Эфир МТV заполнен зарубежными сериалами и программами крайне низкого качества. Как главная светская львица Америки выживет на ферме, как прошёл день пластического хирурга в Нью-Йорке, как стать самым оригинальным благодаря советам стилистов – вот на какие вопросы отвечают эти программы. А музыка почти как реклама – заполняет собой перерывы между этими программами.
У МУЗ ТВ дела обстоят почти так же. Весь эфир носит какой-то пародийный характер. Он состоит из кавер-версий иностранных программ. Нет ни одной самостоятельной идеи. Всё так или иначе позаимствовано, отснято на свой лад, причём крайне безвкусно. Это бесконечные программы – «мобильники», так называемые интерактивные шоу, главная цель которых заставить зрителя взять мобильный телефон, позвонить в эфир и провисеть на линии как можно дольше, пока с его счёта будут методично снимать деньги. Это непонятные «домашние» видеосъёмки, которые по задумке должны быть смешными, а на практике просто ужасающие. Мне, простите, не смешно, когда кто-то падает с крыши или поскальзывается на банановой шкурке. И опять возникает вопрос: «А где же музыка?»
Появились эти «музыкальные» каналы в 90-е. На них почти не было рекламы, а тематика программ была исключительно музыкальная – в основном хит-парады и заказы зрителей в прямом эфире. Музыка циркулировала беспрепятственно. Но уже тогда было ясно, что музыкальные клипы прямо или косвенно развращают, вообще дурно влияют на молодые неокрепшие умы. А сейчас, просматривая те же каналы, понимаешь, что десять лет назад по сравнению с тем, что мы имеем сейчас, они были воплощением сдержанности, целомудренности и интеллектуальности.