Странно завершается Год русского языка. На днях в Екатерининском зале Кремля состоялось награждение особо отличившихся граждан. Президент Владимир Путин начал с высокой декларации: «И сейчас, и в будущем мы должны делать всё, чтобы с возрастанием экономической мощи страны отечественная культура прирастала новыми, известными всему миру именами, а русский язык и литература всё больше становились средством межнационального и международного общения. Чтобы они и дальше скрепляли этим бесценным наследием многомиллионный русский мир».
Я порадовался, что наград были удостоены те, как сказал президент, «для кого развитие русского языка стало делом всей жизни. Это прежде всего учителя русского языка и литературы Елена Васильевна Аксёнова и Светлана Васильевна Антонова». При этих словах хотелось воскликнуть: «Владимир Владимирович, учителя русский язык сберегают и преподают (низкий им поклон!), а развивают и гранят язык, запечатлевают и несут новым поколениям фольклористы и лингвисты, текстологи и филологи, а прежде всего – писатели!» Но, как выяснилось, награждённого Валентина Распутина на экране как раз не было. Почему?
Сейчас часто в высоких речах звучит словосочетание «русский мир». Но те, кто при власти и деньгах, сразу отчего-то направили усилия не на собирание и воспевание русского мира среди родных осин, а обратили вожделенные взоры на диаспоры в тени платанов и пальм. В разных странах прошло более тысячи мероприятий, направленных на популяризацию русского языка. Итогом дорогостоящих усилий, как рассказал замминистра культуры и массовых коммуникаций Андрей Бусыгин, стало «значительное увеличение в ряде стран посетителей центров русской культуры и изучения русского языка». А почему бы и не прийти иностранцам в центр на какую-нибудь выставку с концертом, подарками и фуршетом? В России же даже скудных программ и справочников не успели разработать.
А что сказано в эфире о теряющей грамотность и матерящейся России? Тут – безрадостная картина, особенно при нынешней, упорной политике федеральных СМИ. Крупный чиновник и шоумен Михаил Швыдкой провёл на телеканале «Культура» программу «Грамотность – пережиток прошлого». Снова вспоминается Пушкин: «Этот чудак не знал ни русской грамоты, ни духа русского языка». Но нынешний чудак знает, что делает! Отстаивая предложенную дикость, безапелляционный ведущий «Реальной политики» Глеб Павловский сказал: «В СССР была полная грамотность. И что? Грамотность никого не спасла – страна рухнула». Конечно, от предательства и подлости родная речь не спасает, а в смертельном противостоянии с врагом – ещё как! Потому и напечатала «Красная Звезда» цитировавшиеся на программе стихи Ахматовой рядом с тяжёлыми сводками 1942 года:
Не страшно под пулями
мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова, –
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Тут уместно вспомнить, кто же сегодня претендует на великость, кого ныне выдают за лучших творцов русского слова? Про произведения Улицкой и Ефимова уже писала «ЛГ». Кстати, сразу после печатной критики ведущий «Разночтений» на канале «Культура» взял интервью у Ефимова, тот, обеляя свою распутную героиню, сказал: «Она стала просто искать оправдание своим поступкам у великих писателей». А больше она у русских гениев ничего не нашла? В который раз подтверждаются слова Пушкина из письма Петру Вяземскому: «Толпа жадно читает исповеди, записки etc., потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы. Врёте, подлецы: он и мал и мерзок – не так, как вы – иначе».
Но именно такая литература сегодня на плаву и на экранах. Не так давно была присуждена премия Центрального федерального округа, в том числе и по литературе. На Первом показали короткий репортаж. Корреспондент скучно сказал: «Премию стараются присуждать и малоизвестным авторам», так ты назови их, чтобы они стали более известными. Смотрю, мелькнул при награждении поэт Владимир Молчанов из Белгорода – интервью у него взяли? Нет, зато Дина Рубина, прибывшая из-за рубежа на вручение «Большой премии» («Не ожидала такого – я ведь 20 лет в России не живу»), не сходила с экранов.
Хоть бы в завершение Года русского языка кто-нибудь из руководителей федеральных каналов честно сказал: это принцип такой – эфир будет без тех, кто, по словам Пушкина, знает дух русского языка. Мы, русские писатели, ценим правду, даже горькую. Но и её в эфире не скажут, ведь президент-то говорит совершенно иное…