Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Литература

А имя – исчезло?

01 января 2007

РЕПЛИКА

К сожалению, эта роскошно изданная книга попала ко мне недавно, хотя выпущена она три года назад (Александр Вертинский. Дорогой длинною... – М.: Астрель, 2004). Книга действительно замечательная, богато иллюстрированная и, что очень важно, красиво составленная.
Но кем составленная?
В конце книги указано, что © на составление и подготовку текста принадлежит Лидии Вертинской, вдове поэта. Однако слово «От составителя», в котором издательство «выражает глубокую благодарность жене А.В. Вертинского Л.В. Вертинской, предоставившей материалы для книги и оказавшей незаменимую помощь при их подготовке к печати», является безымянным. Либо принадлежит автору предисловия, которое следует сразу после слова «От составителя», доктору искусствоведения Елизавете Уваровой. В противном случае получается, что составитель «выражает глубокую благодарность» сама себе.
Всё это, разумеется, мелочи, на которые поклонники большого русского поэта просто не обратят внимания. Какое им дело до этого, ведь они получили роскошный том мемуаров Александра Вертинского, а также стихов, писем, рассказов и зарисовок, сопровождаемых изумительными фотографиями. Но как человек, сам поработавший на ниве составительства, я не мог не обратить внимания на слово «От издателя»: «Эта книга представляет собой исправленное и дополненное письмами А.Н. Вертинского переиздание (курсив мой. – П.Б.) книги «Дорогой длинною...», выпущенной издательством «Правда» в 1990 году».
Эту книгу я прекрасно помню. Вышедшая тиражом 200 000 экземпляров, она была настоящим прорывом полузапрещённого поэта к своим поклонникам. Хотя издана была бедненько, не в пример нынешнему фолианту.
Составление и подготовка текста принадлежали Юрию Томашевскому, блестящему зощенковеду и знатоку творчества Вертинского. Я очень хорошо знал этого человека, безупречного писателя, филолога и преподавателя Литературного института им. Горького, безвременно от нас ушедшего, но оставшегося в благодарной памяти не только бывших студентов института, его бывших и нынешних преподавателей, но и всех, кому дороги имена Зощенко и Вертинского, которых он любил какой-то совсем ненаучной, неакадемической любовью, и, может быть, поэтому составленные им книги несли на себе какой-то особый отпечаток.
Бывают составления обычные, заказные, так сказать, проходные, когда составитель недолго ломает голову и не вкладывает в свой труд частичку своей души. Сколько переиздавались, например, классики XIX века и для школьных библиотек, и для массового читателя, и кто-то элементарно работал над составлением очередного тома или популярного собрания сочинений. Но есть составления иного рода, где фигура составителя играет важную роль. В 1990 году проза Александра Вертинского, по сути, впервые выходила для широкого читателя. Ответственность составителя была очень велика.
Сколько в перестроечные годы мы получили скороспелых изданий Гумилёва, Ходасевича, Георгия Иванова и других запрещённых поэтов, сделанных наспех, по эгостическому принципу «Гумилёв в моей подаче»!.. Отличительной чертой Юрия Томашевского была удивительная скромность. О ком бы он ни писал – о Зощенко, о Вертинском или о Константине Воробьёве, – какие бы книги ни составлял, он никогда не пытался эффектно подать себя на фоне своих любимых писателей, сознательно уходил в тень, отводя себе скромную роль составителя и комментатора. Но о том, насколько добросовестен был его труд, можно судить уже по тому, что через 14 лет новые издатели прозы Александра Вертинского практически буквально повторили первое издание. Прежними остались и название книги, и её структура, и названия разделов и подразделов, и постраничные комментарии. Вот только имя человека, работавшего над этим, почему-то исчезло.
В 90-м году составители книг «возвращённых» писателей вообще не слишком заботились о своих копирайтах. Лишь бы издали, лишь бы донести до читателя. Не верили, что свобода пришла надолго. В мутной воде того времени кто-то ловил свою рыбку, а кто-то работал самоотверженно, не заботясь о своей интеллектуальной собственности. В издании 1990 года никакого копирайта Юрия Томашевского нет. Но это не значит, что книга вышла сама по себе, без его участия. Кроме юридического крючкотворства есть просто человеческая справедливость.
Вот её-то издатели роскошной книги и нарушили. Поэтому в ней есть всё: отменная бумага, качественный шрифт, великолепный дизайн... Наконец, есть бессмертные стихи Вертинского и его прекрасная проза. Но чего-то в ней всё-таки ужасно не хватает. Во-первых, имени её составителя. Во-вторых, благодарной памяти. В-третьих, элементарного понимания, что, если человека уже нет в живых, это ещё не значит, что безымянное использование его труда пройдёт незамеченным. 

Павел БАСИНСКИЙ

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Стихия красоты

    18.05.2025
  • Почти что второе рожденье

    18.05.2025
  • Пропустивший поезд

    17.05.2025
  • Заговорённая вода

    17.05.2025
  • Ольга Берггольц: «Как быстро кончается жизнь…»

    16.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Театральная площадь Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг Форум
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS