Устоит ли берёзка? Достоит ли достояние?
Говорить об ансамбле «Берёзка» можно только в превосходных степенях. Любой сомневающийся может в этом лично убедиться, посетив концерт коллектива. Другое дело, что этот подлинный праздник русского танца, к сожалению, не столь часто случается даже в Москве, не говоря уже о других российских городах и весях. Хочется надеяться, что в 2008-м, а это год 60-летнего юбилея ансамбля, мы сможем увидеть их прекрасное искусство и ещё услышим немало добрых слов, адресованных уникальным мастерам. Сейчас же на правах заинтересованного зрителя мне бы хотелось поделиться некоторыми не вполне праздничными наблюдениями и размышлениями.
На одном из последних концертов «Берёзки» мне понравилось почти всё. А точнее сказать, всё, за исключением единственного момента. При том что первоначальный замысел номера был в высшей степени достойным – композиция посвящалась защитникам Отечества. И когда зазвучала подобная реквиему мелодия песни «Поклонимся великим тем годам», то зрители просто не могли не откликнуться души прекрасным порывом. Но буквально тут же что-то странным образом резануло слух… Батюшки, да это же образчик из репертуара группы «Любэ»! Всё понятно, неспроста, наверное, говорят, это любимая группа пока ещё действующего президента, – но зачем же, скажите на милость, столь диковатая эклектика? Если таким образом предпринимаются попытки привлечь к высокому искусству группы ещё не охваченную ею молодёжь, то идея, без сомнения, с самого начала обречена на провал. Скорее, высокое опустится, нежели наоборот. И тому есть масса примеров. Предлагаю один, навскидку. Кто-то, возможно, помнит, несколько лет назад в подростковой среде на протяжении нескольких месяцев была безумно модной (как известно, любая мода не отличается долговечностью) песенка какого-то попсового плагиатора, который беззастенчиво, скажем так, использовал бессмертную мелодию Бородина из знаменитой оперы. Prince Igor – так, помнится, именовалось сие песенное творение. Ну и что, спрашивается, молодёжь после этого гуртом повалила в оперу? Увы. Более того, многие из тех, кому взрослые не сумели объяснить, откуда взялась сия волшебная музыка, так и не поняли, «что это, собственно, было». Нет, путь потакания вкусам не самого высокого пошиба – тупиковый.
И тут возникает, на мой взгляд, очень серьёзный вопрос. Как долго могут просуществовать одиночные островки высокого искусства в бушующем океане агрессивной низости и пошлятины? Ведь если не предпринимать никаких серьёзных действий, то всё лучшее будет обречено или на полную изоляцию, или на деградацию. Кстати, первая рано или поздно приводит ко второй. И это относится совершенно ко всем видам искусства. А не только к судьбе народного танца, народной песни, испытывающим сегодня изрядное давление со стороны разного рода актуализаторов и модернизаторов. Ведь пока они живы, как бы громко это ни звучало, жива душа народа. И как бы ни ругали недавнее советское прошлое новоявленные разоблачители тоталитаризма, но именно в те времена (в отличие от нынешних) наша страна громко звенела песнями, продолжала звенеть. Существовало огромное количество активно работавших народных коллективов, которые позволяли людям приобщаться к творчеству, а это, в свою очередь, подобно живой воде питало вековые традиции и одновременно было едва ли не лучшей формой воспитания патриотизма. Ведь в народном искусстве так важно быть не зрителем или слушателем, а активным участником. Когда ноги сами в пляс просятся, когда хочется не только уподобиться мультипликационному персонажу и предупредить окружающих: «Щас спою!», но и действительно «грянуть удалую» своим басом-баритоном-тенором-сопрано. Чем кому бог послал, одним словом. А вспомним, что уже в детских садах представителей нашего поколения учили не только распознавать зрительные образы вождей мирового пролетариата, но и, например, водить хороводы с неспешной да прямо-таки разудало-бунтарской песней: «На горе-то ка,лина, под горою ма,лина. Ну, что ж, кому дело, ка,лина! А кому какое дело, ма,лина?!»
А что мы наблюдаем сейчас, несмотря на шумное провозглашение «эпохи возрождения духовности»? Вот «ведущий телеведущий», неустанно поучающий нацию, в детстве хороводы явно не водил, про ка,лину-ма,лину не пел. Сейчас, надо полагать, – тем паче. Ведь иначе, надо думать, не заявлял бы многократно, самоуверенно и высокомерно перед многомиллионной российской телеаудиторией, что не только не понимает слов Фёдора Ивановича Тютчева «Умом Россию не понять…», но и решительно не согласен с ними. Как ему объяснить? Эх, кстати, наши песни без дружного «э-х-х» были бы очень неполны, согласитесь, – если б только можно было направить его на несколько годочков с телевидения в тот самый детсад!
Впрочем, общая ситуация настолько серьёзна, грустна и даже трагична, что невозможно ограничиться одной только горькой иронией. Оглянемся вокруг. Люди, даже самые близкие, собираются редко, на похороны – чаще, чем на свадьбы. Живём, словно на гигантском кладбище, столько тяжелейших потерь понесли за последние десятилетия. Стяжательство и шкурничество одних обрекает на нищету и вымирание других. Первым достаточно низкопробной эстрадной жвачки, вторым не до песен и не до танцев. И всё же… Если не сумеем сберечь и передать будущим поколениям те сокровища народного творчества, которые передали нам, пройдя через тяжелейшие испытания, наши отцы, матери, деды-прадеды, то грош нам цена.
Чем на самом деле располагает народ? Это наша земля, наша культура, наша история. Всё остальное… Можно сказать, приложится. Как спасти действительное (а не только «газпромовское») национальное достояние? Как способствовать тому, чтобы возрождались народные творческие коллективы, а всемирно известные ансамбли всячески помогали бы им в этом, считая именно данную часть своей работы важнейшей, более важной, чем зарубежные гастроли?
Очень бы хотелось услышать на сей счёт интересные и конкретные предложения.