А Миколка хохочет, и щёлкает кнут
Новая система оплаты труда понуждает биться лишь за отличников
Если закат полыхает огнём, наутро задует сильный ветер. Если врачи слишком уж активно убеждают во вредности сахара, масла и мяса, значит, скоро подскочат цены. Ну а если в СМИ начинает литься поток помоев на учителей, жди какой-нибудь масштабной пакости против системы образования. Тоже народная примета и тоже срабатывает почти в ста процентах случаев.
Ещё недавно наивные педагоги думали, что ниже, чем некий телеведущий, назвавший сучилкой учительницу, чья вина не была доказана, опуститься нельзя. Оказывается, можно. Одна популярная газета посвятила целый разворот жуткой истории об учительнице, которой ученик нанёс 9 ножевых ранений из-за отказа поставить ему «3». Все заметки подталкивали к нехитрой мысли: «Так ей, этой училке, и надо. Бедный ребёнок (которому, кстати, 17 лет – вполне половозрелая особь) ни за что будет мучиться целых четыре года в тюрьме». Особенно цепляло это «ни за что». Получалось, что учитель хуже древнеримского раба, за убийство которого карали как за порчу имущества.
Впрочем, у преступника всегда жертва виновата. Изнасилованная девушка виновата в том, что носила короткие юбки; зверски замученная восьмилетняя Полиночка Малькова провоцировала изувера тем, что была такая маленькая и худенькая; мой двенадцатилетний ученик, у которого отморозки вырвали из рук мобильный телефон, конечно же, виноват в том, что вздумал на улице по этому телефону позвонить. Это известный психологический закон. Преступник потому и преступник, что ищет оправдания своим злодеяниям. И с ним-то всё понятно, а вот чего ради журналисты вдруг начали оправдывать преступников?
Я часто прошу своих учеников процитировать особенно поразившую их фразу или эпизод из изучаемого произведения. И почти всегда в «Преступлении и наказании» они отмечают сон Раскольникова о кляче. Ужасно в этом признаваться, но школа всё чаще представляется мне той самой клячей. Уже и сил больше нет, и ясно, что воз не вывезти, а Миколка всё хохочет, и щёлкает кнут. Прямо по глазам, по измученной морде.
Очередной удар – масштабный эксперимент по новой системе оплаты труда педагогов. Мнения учителей и родителей, как водится, никто не спросил. Анализ первых итогов эксперимента, который вовсю проводится в некоторых губерниях, – как всегда, важная государственная тайна.
Если судить по публикациям в местной печати, зарплата педагогов будет в значительной степени зависеть от качества их работы. Причём на чиновников эта новая система оплаты не распространяется. Они себе не враги. Ну а учитель всё стерпит. Можно резвиться, сколько угодно.
Первая мысль, которая приходит при этом в голову: можете вы назвать хотя бы одну профессию, где зарплата зависит не от объёма работы, а от её качества? Не мучайтесь. Такого нет нигде. По той простой причине, что качество очень трудно определить в количественных показателях. Иногда вообще невозможно. Даже явный брак, допущенный токарем или слесарем, может иметь объективные причины. Почему в таком случае решили начать с учителей?
Определять качество работы педагога будут директор, профсоюзный комитет и попечительский совет, то есть родители. Этим якобы достигается объективность оценки.
Какая-то изумительная детская наивность, та самая простота, которая хуже воровства. Творчески работающий учитель с директором всегда в конфликте, потому что в ногу ходить не может. Традиционный профсоюз рьяно защищает интересы администрации, потому что до сих пор сохраняется абсурдная ситуация, когда работник и работодатель состоят в одном профсоюзе. Кто тут кому подчиняется, думаю, объяснять не надо. Родителям тоже ссориться с директором не резон. О какой объективности идёт речь?
Но это ещё полбеды. Главная беда – в критериях качества работы педагога. Как вам такой лозунг: «Учителям станет выгодно учить отличников». Америку открыли. Да отличников всегда было выгодно учить. Им же не надо по пять раз объяснять одно и то же, не надо вылавливать их по туалетам, где детки с сигаретками в зубах убивают время до звонка. Не надо вызывать родителей и слёзно умолять их проследить, чтобы ребёночек хотя бы часть двоек исправил. Конечно, отличнику и объём знаний надо давать повыше, но ведь это радостный труд, потому что втуне не пропадает.
Отличников холят, лелеют и носят на руках, часто даже завышая оценки, чтобы дитя, не дай бог, не передумало оставаться отличником, потому что работать с ними значительно легче, чем с двоечниками. Внедрять в общественное сознание мысль о том, что умных детей в школах гнобят глупые училки, могут только безнадёжные троечники, мучимые комплексом неполноценности.
Вспоминается давняя история про учительницу, ослепшую из-за сильного волнения, когда ученица, делающая в диктанте по десять ошибок, во всеуслышание заявила, что старая дура ставит ей тройки из зависти к ней, умнице и красавице.
Число отличников и просто способных детей стабильно во все времена и от учителя не зависит. Это объективный показатель. В России он значительно выше, чем, скажем, в Америке. И всё же таких детей сравнительно немного. На всех не хватит. Вот в чём фокус.
Предполагается, что больше станут платить тем учителям, чьи ученики станут победителями олимпиад, конкурсов, разных «Шагов в будущее», научно-практических конференций и так далее. Как-то мои ученики, вернувшись с районных соревнований на право называться самым умным, спросили, почему я не дала им диск с готовыми ответами, который был у других участников. Шулерство и мошенничество в этой области расцветают пышным цветом, слишком многое поставлено на карту. Вот в этом-то как раз сомнений и нет.
Давным-давно уже проводится жёсткая, если не сказать жестокая, селекция, которая стыдливо именуется профильным обучением. В больших школах всех умных и способных собирают в один-два класса на параллели. С введением новой системы работающие с ними учителя будут получать вознаграждение, в разы превышающее нищенское пособие остальных. Даже если это действительно самые, самые лучшие из лучших, они заведомо поставлены в неравные условия по сравнению с большинством.
Винить учителя в том, что ребёнок с пониженным интеллектом, с которым он не один год мучается, не участвует в олимпиадах по предмету, по-моему, какое-то изощрённое издевательство. Ну не все дети могут хорошо учиться.
Кому выгодна такая система? Выскажу крамольную мысль, буду счастлива, если ошибаюсь. Соберут способных детей в один класс или ещё лучше в одну-две школы в городе, всячески внушая им, что они особенные, элита, цвет земли. И начнут их учить без дураков, без всяких этих «три пишем, два в уме», личностно ориентированных педагогик и прочей ерунды, которую с нас требуют, беспрерывно меняя правила игры.
Выучат на медные копейки действительно очень хорошо, детки легко поступят в институты, самые престижные, дающие глубокие знания, а там в согласии с Болонским процессом – прямая дорога в объятия Билла Гейтса или другого какого заокеанского дядюшки. Всем хорошо, кроме России. Но это кого волнует? Главное, тратиться особо не надо. Большие зарплаты будут получать очень немногие учителя. А все остальные будут помалкивать, потому что им всегда можно сказать, что они плохо работают.
Сразу скажу, эта статья вовсе не личной обидой продиктована. У меня класс самый обычный, до олимпиад недотягиваем, но я ужасно люблю своих ребятишек и, кажется, взаимно. А что ещё надо для счастья? Просто душа болит за дело, которым занимаюсь всю жизнь.
Ну как не поймут наши начальники, что труд педагога объективно оценить нельзя, потому что в нём столько нюансов и тонкостей, которые учесть просто невозможно. Любые попытки сделать это приводили к таким перекосам, что последствия приходилось преодолевать долгие годы. Наш труд – творческий, и оценить его в рублях и копейках, как говядину на базаре, нельзя. Даже методику какую-то, пусть самую передовую, навязывать бессмысленно, а с нас сейчас требуют, чтобы мы все выстроились в одну шеренгу, шаг в сторону считается побегом.
Мы имеем дело с детской душой, а это такая хрупкая, нежная субстанция, которую очень легко сломать, смять, уничтожить. Никто не подталкивает под руку хирурга с ненужными советами, когда он делает операцию, почему же над учителем вечно торчит надсмотрщик Миколка и хлещет почём зря.
, учитель с 26-летним педагогическим стажем, БАРНАУЛ