Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 15 ноября 2017 г.
Литература

А может за «Русским Римом» придёт «Итальянская Москва»?

15 ноября 2017
Вид на фонтан Треви из окна салона Зинаиды Волконской


Тот, кто хоть один раз бывал в Риме, уверен, обязательно видел палаццо Поли, поскольку здание это - неотъемлемая часть знаменитейшего на весь свет фонтана «Треви», рядом с которым не протолкнуться из-за постоянной густой толпы туристов, кидающих через плечо монетки, чтобы снова вернуться в Вечный город. Я сам, проработавший в Италии четверть века, тоже так делал, любуясь и фонтаном, и палаццо (дворцом) сотни раз.

Это тот самый дворец, что снимала почти двести лет тому назад княгиня Зинаида Волконская и где устраивала «Русские салоны», участниками коих в разное время были виднейшие представители российской и мировой культуры девятнадцатого века: Карл Брюллов, Джузеппе Белли, Петр Вяземский, Николай Гоголь, Михаил Глинка, Александр Иванов, Мари-Анри Бейль, сочинявший под псевдонимом Стендаль, Вальтер Скотт, Джордж Фицджеральд Купер, Михаил Погодин, Василий Жуковский, Николай Языков. И это ещё далеко не полный список легендарных посетителей салона княгини.

Так вот, палаццо Поли, повторяю, я видел неоднократно, но внутри него никогда не был. Да и вообще, с того времени, когда княгиня оттуда съехала и по сей день, почти никто из наших соотечественников туда не заходил. И вдруг удача – меня, как корреспондента «Литературной газеты», пригласили на организованную для ограниченного круга профессионалов презентацию первого международного культурного фестиваля «Русский Рим», проводившуюся именно в палаццо Поли и именно в том самом зале «Данте», куда к Волконской стекался свет мировой культурной элиты. Идея организаторов фестиваля «Русский Рим», оргкомитетом которого руководит член Союза писателей России Владимир Торин - возродить и продолжить традицию Волконской.

Совершенно естественно, что попав в это зал, я воспользовался уникальным моментом и сразу направился к открытому окну, откуда княгиня и её знаменитые гости смотрели на фонтан. И, конечно, опять бросил монетку, но уже не как все, посещающие Рим, с площади, а из окна дома Волконской, куда простому смертному так запросто не попасть.

В тот день была не только презентация фестиваля «Русский Рим», украшенная большим музыкально-поэтическим концертом, но и проходило награждение памятными кубками и букетами цветов людей, чье творчество популяризирует русскую культуру за рубежом. Отмечены были: писатель Евгений Водолазкин, пианистка Екатерина Мечетина, художник Валерий Кошляков, основатель Тургеневского общества Бенилюкса переводчик немец Конрад Фурман, итальянский литературовед, переводчик-славист и историк русской литературы Витторио Страда, который сам, к сожалению, не смог приехать на торжество, поэтому премию передали в руки его дочери - директору Итальянского Института Культуры в Москве Ольге Страда. Специальный же приз фестиваля, посвящённый 60-летию со дня первого выхода в свет романа «Доктор Живаго», вручен издателю Карло Фельтринелли.


IMG-20171107-WA0003.jpg
Екатерина Алтаева демонстрирует приз

Все призы - разукрашенные кубки были специально изготовлены для этого праздника на Санкт-Петербургском императорском фарфоровом заводе.

И выглядят они так, как на этом снимке, который ещё до начала церемонии мне, в тайне от всех, помогла сделать исполнительный директор фестиваля Екатерина Алтаева. Кстати, она заметила, что если в названии «Русский Рим» слово «Рим» перевернуть, то получится «Мир», что тоже, согласитесь, картину только обогащает. Ведь «Русский Мир» во всех смыслах интересен за границей. И когда чуть позже об этом сказали со сцены, никто, ни представители Италии, ни представители России, спорить не стал, дружно одобрив решение проводить фестиваль «Русский Рим» ежегодно.

Мы же с писателем Владимиром Ториным, между собой, за бокалом шампанского, обсудили ещё одну заманчивую мысль, навеянную нынешним торжеством: не организовать ли и в Первопрестольной похожий фестиваль под названием «Итальянская Москва»?

А почему бы и нет, если есть желание? Дело-то бесспорно нужное и полезное!

Никита Барашев, собкор «ЛГ», Рим.


Обсудить в группе Telegram

Никита Барашев

Барашев Никита Павлович (родился 23 марта 1955 ... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Стихия красоты

    18.05.2025
  • Почти что второе рожденье

    18.05.2025
  • Пропустивший поезд

    17.05.2025
  • Заговорённая вода

    17.05.2025
  • Ольга Берггольц: «Как быстро кончается жизнь…»

    16.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
  • Бедный, бедный Уильям

    902 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Театральная площадь Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг Форум
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS