Тот, кто хоть один раз бывал в Риме, уверен, обязательно видел палаццо Поли, поскольку здание это - неотъемлемая часть знаменитейшего на весь свет фонтана «Треви», рядом с которым не протолкнуться из-за постоянной густой толпы туристов, кидающих через плечо монетки, чтобы снова вернуться в Вечный город. Я сам, проработавший в Италии четверть века, тоже так делал, любуясь и фонтаном, и палаццо (дворцом) сотни раз.
Это тот самый дворец, что снимала почти двести лет тому назад княгиня Зинаида Волконская и где устраивала «Русские салоны», участниками коих в разное время были виднейшие представители российской и мировой культуры девятнадцатого века: Карл Брюллов, Джузеппе Белли, Петр Вяземский, Николай Гоголь, Михаил Глинка, Александр Иванов, Мари-Анри Бейль, сочинявший под псевдонимом Стендаль, Вальтер Скотт, Джордж Фицджеральд Купер, Михаил Погодин, Василий Жуковский, Николай Языков. И это ещё далеко не полный список легендарных посетителей салона княгини.
Так вот, палаццо Поли, повторяю, я видел неоднократно, но внутри него никогда не был. Да и вообще, с того времени, когда княгиня оттуда съехала и по сей день, почти никто из наших соотечественников туда не заходил. И вдруг удача – меня, как корреспондента «Литературной газеты», пригласили на организованную для ограниченного круга профессионалов презентацию первого международного культурного фестиваля «Русский Рим», проводившуюся именно в палаццо Поли и именно в том самом зале «Данте», куда к Волконской стекался свет мировой культурной элиты. Идея организаторов фестиваля «Русский Рим», оргкомитетом которого руководит член Союза писателей России Владимир Торин - возродить и продолжить традицию Волконской.
Совершенно естественно, что попав в это зал, я воспользовался уникальным моментом и сразу направился к открытому окну, откуда княгиня и её знаменитые гости смотрели на фонтан. И, конечно, опять бросил монетку, но уже не как все, посещающие Рим, с площади, а из окна дома Волконской, куда простому смертному так запросто не попасть.
В тот день была не только презентация фестиваля «Русский Рим», украшенная большим музыкально-поэтическим концертом, но и проходило награждение памятными кубками и букетами цветов людей, чье творчество популяризирует русскую культуру за рубежом. Отмечены были: писатель Евгений Водолазкин, пианистка Екатерина Мечетина, художник Валерий Кошляков, основатель Тургеневского общества Бенилюкса переводчик немец Конрад Фурман, итальянский литературовед, переводчик-славист и историк русской литературы Витторио Страда, который сам, к сожалению, не смог приехать на торжество, поэтому премию передали в руки его дочери - директору Итальянского Института Культуры в Москве Ольге Страда. Специальный же приз фестиваля, посвящённый 60-летию со дня первого выхода в свет романа «Доктор Живаго», вручен издателю Карло Фельтринелли.
Екатерина Алтаева демонстрирует приз |
Все призы - разукрашенные кубки были специально изготовлены для этого праздника на Санкт-Петербургском императорском фарфоровом заводе.
И выглядят они так, как на этом снимке, который ещё до начала церемонии мне, в тайне от всех, помогла сделать исполнительный директор фестиваля Екатерина Алтаева. Кстати, она заметила, что если в названии «Русский Рим» слово «Рим» перевернуть, то получится «Мир», что тоже, согласитесь, картину только обогащает. Ведь «Русский Мир» во всех смыслах интересен за границей. И когда чуть позже об этом сказали со сцены, никто, ни представители Италии, ни представители России, спорить не стал, дружно одобрив решение проводить фестиваль «Русский Рим» ежегодно.
Мы же с писателем Владимиром Ториным, между собой, за бокалом шампанского, обсудили ещё одну заманчивую мысль, навеянную нынешним торжеством: не организовать ли и в Первопрестольной похожий фестиваль под названием «Итальянская Москва»?
А почему бы и нет, если есть желание? Дело-то бесспорно нужное и полезное!
Никита Барашев, собкор «ЛГ», Рим.