На стихотворение о любви Лили (Лидии) Думцевой к землянике когда-то в 70-е годы прошлого века в одной солидной советской газете была опубликована рецензия. В ней поэта Владимира Котова, номенклатурного работника, обвиняли в легкомыслии. А он всего лишь посвятил своей любимой жене стихи. Посвящений Лиле Думцевой (1939–2016) за свою недолгую жизнь он написал много. За остальные, правда, его никто публично не осуждал…
Лидии Думцевой, детской писательнице, члену МГО СП России, исполнилось бы 80 лет. Она осталась в нашей памяти молодой, красивой. Лиля писала сказки и привнесла в русскую сказочную традицию новые черты: особой остроты актуальность, новую предметность, новые стиховые и стилистические приёмы. «Каждый русский человек необычайно талантлив от рождения. Так считалось в нашей семье, – писала она о себе. – В Доме пионеров я занималась живописью, мои работы были отмечены на городской выставке. Пела. Была активисткой в драмкружке при Доме кино. Но самым большим моим увлечением было сочинение сказок…»
Первая книга Лидии Думцевой «Сказка о Весёлом Горнисте», вышедшая в «Малыше» в 1972 году, очень характерна для всего её творчества. Даже сейчас, перечитывая эту сказку, понимаешь, насколько близко к сердцу принимала сказочница житейские неурядицы и жизненную несправедливость.
«Жили хохотанцы весело и дружно. Но вот завистливый человечек Охохон сумел внушить некоторым нерадивым, ленивым хохотанцам чёрные мысли... Заговорщики стали готовиться к тому, чтобы захватить власть в свои руки. Сначала захватить, а потом установить в стране такие порядки, от которых плачут, а не смеются... И началась у хохотанцев совсем другая жизнь. На площади, где раньше устраивались весёлые карнавалы, появились тюрьмы из колючек».
Оформленная знаменитым художником Виктором Щаповым сказка вышла тогда многотиражным изданием и была молниеносно раскуплена и переведена в Чехословакии, Венг-рии, Германии и Польше.
Впоследствии Лидия Думцева выпустила немало книг. В её сказках живут и знакомые нам сказочные герои, но в совершенно новых обстоятельствах. Например, Снежная Королева, Леший, Русалка, Мыльный Пузырь. Есть новые герои, но в старых обстоятельствах – Улыбушка, Шопша, Пень-Ведун. Ну, и, конечно же, новые герои в абсолютно новых обстоятельствах: Достоинства и Недостатки, живущие в Малом мире; особый народ – хохотанцы; Учёный Барин. В сказке «Несравненная» главная героиня – Чашка, в которую влюблён фарфоровый Колокольчик. В «Королевском символе» общей любимицей становится цветок Лилия, и благородство любви возводится на высокий этический пьедестал. Бабочка-Шоколадница учит «не в свои сани не садиться» в сказке «Каждому своё счастье».
На все времена останутся актуальными слова Лили из «Баллады о Русалке»: «Коль нет детей, так всё бессмысленно в природе!..» Она была очень чуткой к слову, знала и ценила поэзию. Но дидактичность, столь свойственная жанру сказки вообще, у Лили Думцевой выглядит мягкой и деликатной. Она любит природу, и её герои, например Деревья, почти что по-человечески бунтуют в сказке «Бунт деревьев».
А Лиля и сама была не то чтобы бунтарём, а воительницей. Её второй муж Владимир Климов, советский и российский кинооператор, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист Российской Федерации, писал: «Почти сразу из-за восхитительных кудряшек, из непостижимых русалочьих глаз, окутав себя чарующими регистрами волшебного голоса, – выпорхнул, да нет, пожалуй, вздыбился недюжинный ум и интеллект, временами даже жестковатые для эдакой-то красавицы». Она, конечно же, была человек-праздник. Яркая, красивая, весёлая. Но… Лиля жила не в волшебной стране своих сказок, а в нашем мире. И не терпела несправедливости, боролась за правду. Из своей страны сказок она и сейчас изумлённо, а порой гневно, глядит на наш мир, в этом нет сомнения.
И всё же главное в её сказках это любовь.
Как мир прекрасен,
Дружбою согретый!
Как славен он,
Коль правит им Любовь.
Велика сила любви, даже любви неразделённой. Она способна творить чудеса, обыкновенные чудеса, которые обязательно встречаются в сказках и которые так необходимы нам в сегодняшней неспокойной и порой тревожной действительности.
Елена Царёва