Задержки и опоздания поездов никого не удивляют ни в одной стране мира. Но чтобы поезд отправился раньше времени, указанного в расписании, притом на целых полчаса, да ещё в прославленной своей пунктуальностью Германии!..
Ночной поезд «Берлин – Стокгольм», написала газета Berliner Zeitung, ушёл на полчаса раньше времени, указанного в расписании, да ещё и под другим номером: «Обескураженные пассажиры, «опоздавшие» на поезд, беспомощно оглядывались по сторонам, надеясь, что произошла какая-то ошибка». Ошибки не было. И на билетах, и в расписании было указано время отправления – 18:37. Электронное табло тоже извещало, что поезд в Стокгольм отправится в 18:37, правда, под номером EN 95400, а не EN 346, как было указано в билете. А вот внизу табло мелкими буквами шла бегущей строкой приписка-уточнение, что время отправления – 17:55. Реально же поезд отправился в 18:05. Причиной казуса сначала были объявлены строительные работы, а потом газеты писали, что немецкая система компьютерного управления расписанием «не пускала в себя» шведскую.
Немецкие железные дороги (Deutsche Bahn/DB) лихорадит уже несколько лет. В первый день после торжественного открытия с участием Ангелы Меркель скоростного маршрута между Берлином и Мюнхеном поезд опоздал на два часа. В минувшем году средний показатель пунктуальности составил всего около 60%.
В Швейцарии расписание считается нарушенным, если пассажир прибыл в конечный пункт на 3 минуты позже запланированного времени. Эта страна возглавляет европейский рейтинг пунктуальности поездов дальнего следования – 96,3%, а вот Германия его замыкает. Между тем соблюдение расписания на железной дороге в Германии, где многие живут в одном городе, а работают в другом, имеет особое значение. Раньше, планируя поездку, можно было закладывать на пересадку с поезда дальнего следования (IC и ICE) на региональный несколько минут, теперь, говорят немцы, лучше заложить на пересадку не менее получаса.
Из-за нехватки машинистов поезда отменяются почти каждый день. Резерва в штате нет. Объём сверхурочных работ измеряется миллионами часов, и небольшие станции закрываются из-за отсутствия персонала. До половины опозданий вызвано неполадками локомотивов или вагонов. До 20% связано со старением железнодорожного полотна и сопутствующей инфраструктуры. Кроме того, в структуре немецких железных дорог преобладают одноколейные пути. Планировать расписание двустороннего движения для них непросто: стоит выйти из строя одному составу, и за ним тянется цепочка опозданий.
На многих участках постоянно идут строительно-ремонтные работы. Плюс к этому забастовки и… банальное воровство. Как сообщает газета «Редакция Германия», в прошлом году в стране было «зафиксировано 387 случаев хищений медного кабеля и других изделий из цветных металлов». Газета приводит невероятный факт: «…железнодорожное сообщение между саксонскими городами Циттау и Хагенвердер было нарушено более чем на полгода: воры вытащили из кабель-канала несколько сотен метров медного провода, повредив заодно стальные опоры и перекрытия моста».
Что ж, единичную кражу, наверное, и можно было бы отнести к ЧП, а вот когда случаев воровства несколько сотен, это уже тенденция…