Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 07 сентября 2022 г.
  4. № 36 (6850) (07.09.2022)
Общество Политика

А при чём здесь Булгаков?

Размышления у памятника классику

07 сентября 2022
Судьба этого памятника сейчас под вопросом…

…Всё, что ни происходит, всегда так, как нужно, и  только к  лучшему.

М.А. Булгаков


В античные времена страшнее смерти было «проклятие памяти», когда имя и дела человека предавались полному забвению. Нарушение жестоко каралось, вплоть до смертной казни. То же происходило в Древнем Египте, когда уничтожались статуи неугодных, а их имена сбивались даже с надгробных стел. Но вытравливалась не только память о человеке.


Так, римляне, одержав победу в Третьей Пунической войне, стёрли и великий город с лица земли, предав разорению, пожару и проклятию остаться навсегда пустыней. Подверглось беспощадному уничтожению и культурное наследие Карфагена, включая литературу. Все книги, за исключением посвящённых земледелию, были сожжены, отсюда наши скудные знания об этом высокоразвитом государстве с самой «многообъемлющей», по мнению Аристотеля, конституцией. Арабы целые столетия после завоевания египетских земель боролись с коптской культурой и языком, насильно заменяя его арабским. И вот в современном Египте коптов не более десяти процентов, и все говорят по-арабски. Коптский язык вышел из употребления полностью. Таких примеров множество.

Практически на всех континентах шла война, приводившая к культурной катастрофе. Мы видим, что и сегодня человечество утрачивает своё наследие. Вымирают ежегодно десятки языков, разоряются музеи, крошатся древние артефакты. Конечно, «победителей не судят», а кем же ещё пишется история? Вот и учебники до неузнаваемости преображают то, что казалось незыблемым, а многое не упоминается вовсе. Мы почти не удивляемся, что возникают истории новообразовавшихся государств, претендующие на цивилизационное значение. Духовное наследие, культура поддаются деформации, переосмыслению. Методы в веках принципиально не изменились.

Но теперь, когда информация переместилась в цифровое пространство, ею легче управлять. Уже никто не станет выискивать по квартирам запрещённые книги, достаточно удалить информацию с ресурсов или запретить доступ к сайтам, которые не поддаются цензуре. А ещё прогрессивнее – заклеймить и обесценить в информпространстве. Это сейчас происходит с русской культурой, которая, оказывается, не такая уж и великая, а произведения Гоголя, Толстого, Достоевского, по мнению новоявленных учёных, депрессивны. Вот рассуждает Михаил Веллер: «Национальная особенность русской классической литературы в том, что она ненавидит активную жизненную позицию». И пожалуйста, разворачиваются дискуссии о необходимом изменении в школьных программах по литературе и даже в высшей школе. Молодёжи нужны герои успешные, понятные, а не все эти «лишние люди». И мы не утрируем, именно эти аргументы приводятся для сокращения и исключения русской классики из учебного процесса.

Чему же удивляться, когда на Украине отказываются от русской культуры, сносят памятники писателям, переименовывают улицы и клеймят позором за любовь к Пушкину. Аргументация примерно такова: «Русская культура виновата во всём, что теперь происходит. Все их Достоевские с Булгаковыми не хотели признавать европейскую культуру эталонной, а задавали сложные, душещемительные вопросы, от которых жить лучше не стало. Так зачем нам площадь Толстого и памятник Булгакову, проспект Маяковского и улица Цветаевой. Мы вырастим поколения, которые забудут и русскую речь, и все эти имена. Тогда и будет нам счастье».

А что слышим от русских прогрессивных деятелей культуры? Вот, например, высказывание Дмитрия Быкова: «Фёдор Михайлович  – ужасное явление русской мысли. Неужели вы не видите, что это начало русского фашизма? Большего вреда, чем он, не нанёс человечеству в XIX веке никто».

Так что правильнее смотреть за происходящим на Украине, осознавая и свою ответственность за эти процессы. А снесут или не снесут памятник Михаилу Афанасьевичу вслед за мемориальной табличкой на здании его гимназии – дело времени. Несовместим Булгаков с нынешними идеологическими трендами не только в его родном Киеве, но и во многих других столицах. Как стерпеть «Собачье сердце», когда уже не только в очистке служат шариковы, а вместе со швондерами руководят писательскими союзами, как Михаил Сидоржевский украинским. Его секретариат выступил с предложением закрыть музей Михаила Булгакова, поскольку писатель «яростно ненавидел Украину и её независимость, а также порочил как только мог её в своих произведениях». Здесь, конечно, речь о «Белой гвардии», из которой мы и взяли эпиграф. Кстати, именно эти слова писателя ещё недавно были запечатлены на памятном знаке в Буче. В Буче, где была любимая дача семьи Булгаковых, которая сгорела в 1918 году во время разворачивающейся Гражданской войны. Так что эти слова Булгакова применимо к происходящему вполне могли бы звучать из уст кота Бегемота: «…всё, что ни происходит, всегда так, как нужно, и  только к  лучшему».

Борис Сергеев




Тэги: Параллели
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Уроки французского бегства

    28.03.2024
  • Ходи первым!

    03.08.2022
  • Козьма и… Борис

    06.07.2022
  • О крестовом походе Бориса Джонсона

    29.06.2022
  • Мёртвые души живут вечно

    15.06.2022
  • Сумерки кумира

    61 голосов
  • Ходи первым!

    50 голосов
  • Время Zемли

    42 голосов
  • Кол для Дракулы

    35 голосов
  • И взыщется…

    31 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS