…Всё, что ни происходит, всегда так, как нужно, и только к лучшему.
М.А. Булгаков
В античные времена страшнее смерти было «проклятие памяти», когда имя и дела человека предавались полному забвению. Нарушение жестоко каралось, вплоть до смертной казни. То же происходило в Древнем Египте, когда уничтожались статуи неугодных, а их имена сбивались даже с надгробных стел. Но вытравливалась не только память о человеке.
Так, римляне, одержав победу в Третьей Пунической войне, стёрли и великий город с лица земли, предав разорению, пожару и проклятию остаться навсегда пустыней. Подверглось беспощадному уничтожению и культурное наследие Карфагена, включая литературу. Все книги, за исключением посвящённых земледелию, были сожжены, отсюда наши скудные знания об этом высокоразвитом государстве с самой «многообъемлющей», по мнению Аристотеля, конституцией. Арабы целые столетия после завоевания египетских земель боролись с коптской культурой и языком, насильно заменяя его арабским. И вот в современном Египте коптов не более десяти процентов, и все говорят по-арабски. Коптский язык вышел из употребления полностью. Таких примеров множество.
Практически на всех континентах шла война, приводившая к культурной катастрофе. Мы видим, что и сегодня человечество утрачивает своё наследие. Вымирают ежегодно десятки языков, разоряются музеи, крошатся древние артефакты. Конечно, «победителей не судят», а кем же ещё пишется история? Вот и учебники до неузнаваемости преображают то, что казалось незыблемым, а многое не упоминается вовсе. Мы почти не удивляемся, что возникают истории новообразовавшихся государств, претендующие на цивилизационное значение. Духовное наследие, культура поддаются деформации, переосмыслению. Методы в веках принципиально не изменились.
Но теперь, когда информация переместилась в цифровое пространство, ею легче управлять. Уже никто не станет выискивать по квартирам запрещённые книги, достаточно удалить информацию с ресурсов или запретить доступ к сайтам, которые не поддаются цензуре. А ещё прогрессивнее – заклеймить и обесценить в информпространстве. Это сейчас происходит с русской культурой, которая, оказывается, не такая уж и великая, а произведения Гоголя, Толстого, Достоевского, по мнению новоявленных учёных, депрессивны. Вот рассуждает Михаил Веллер: «Национальная особенность русской классической литературы в том, что она ненавидит активную жизненную позицию». И пожалуйста, разворачиваются дискуссии о необходимом изменении в школьных программах по литературе и даже в высшей школе. Молодёжи нужны герои успешные, понятные, а не все эти «лишние люди». И мы не утрируем, именно эти аргументы приводятся для сокращения и исключения русской классики из учебного процесса.
Чему же удивляться, когда на Украине отказываются от русской культуры, сносят памятники писателям, переименовывают улицы и клеймят позором за любовь к Пушкину. Аргументация примерно такова: «Русская культура виновата во всём, что теперь происходит. Все их Достоевские с Булгаковыми не хотели признавать европейскую культуру эталонной, а задавали сложные, душещемительные вопросы, от которых жить лучше не стало. Так зачем нам площадь Толстого и памятник Булгакову, проспект Маяковского и улица Цветаевой. Мы вырастим поколения, которые забудут и русскую речь, и все эти имена. Тогда и будет нам счастье».
А что слышим от русских прогрессивных деятелей культуры? Вот, например, высказывание Дмитрия Быкова: «Фёдор Михайлович – ужасное явление русской мысли. Неужели вы не видите, что это начало русского фашизма? Большего вреда, чем он, не нанёс человечеству в XIX веке никто».
Так что правильнее смотреть за происходящим на Украине, осознавая и свою ответственность за эти процессы. А снесут или не снесут памятник Михаилу Афанасьевичу вслед за мемориальной табличкой на здании его гимназии – дело времени. Несовместим Булгаков с нынешними идеологическими трендами не только в его родном Киеве, но и во многих других столицах. Как стерпеть «Собачье сердце», когда уже не только в очистке служат шариковы, а вместе со швондерами руководят писательскими союзами, как Михаил Сидоржевский украинским. Его секретариат выступил с предложением закрыть музей Михаила Булгакова, поскольку писатель «яростно ненавидел Украину и её независимость, а также порочил как только мог её в своих произведениях». Здесь, конечно, речь о «Белой гвардии», из которой мы и взяли эпиграф. Кстати, именно эти слова писателя ещё недавно были запечатлены на памятном знаке в Буче. В Буче, где была любимая дача семьи Булгаковых, которая сгорела в 1918 году во время разворачивающейся Гражданской войны. Так что эти слова Булгакова применимо к происходящему вполне могли бы звучать из уст кота Бегемота: «…всё, что ни происходит, всегда так, как нужно, и только к лучшему».
Борис Сергеев