80 лет назад немцев отбросили от столицы. Для создания фильмов на тему героической обороны Москвы есть множество реальных историй, документально зафиксированных подвигов, потрясающих событий и человеческих коллизий, которые могут лечь в основу интереснейших сценариев. Но режиссёр Вера Сторожева и сценаристка Елена Райская решили экранизировать легенду.
Что ж, такая идея имеет право на существование. Опыт был. Легенду, например, об угоне танка из фашистского концлагеря в советское время экранизировали с художественной точки зрения так успешно, что многие подумали, что в основе фильма «Жаворонок» (1964) лежит реальная история, а недавно ту же идею воплотили крайне успешно с точки зрения коммерческой – «Т-34» на реальность не претендовал.
Но вот – легенда, точнее, не легенда, а миф про визит Сталина к Матроне и про облёт с иконой Тихвинской Богоматери вокруг Москвы, что якобы и спасло её от захвата фашистами. Не знаю, как относится к этим мифам Церковь, а вот в деяния ясновидящей блаженной Матроны очень многие верили и верят, и я отношусь к этой вере уважительно, правда, не забывая запомненную в детстве поговорку «На Бога надейся, а сам не плошай!».
Фильм начал смотреть, надеясь, что не оплошали, – слишком много злопыхателей, желающих несчастий нашему военно-патриотическому кино. И начало порадовало многими точными деталями: тем, как добросовестно массовку одели в одежду военной поры, как загримировали московские улицы – родной Хохловский переулок, где долгое время находилась редакция «ЛГ», я еле узнал, так он преобразился. И выбор артистки на главную роль тоже показался удачным. Мария Луговая с первых кадров очень похожа на женщину военных лет – убеждённую и самоотверженную. И хоть основана лента на мифе, задана высокая планка бытовой военной правды. Тем обиднее последовавшие вскоре несоответствия.
Вражеские бомбардировщики в таком количестве до Москвы не добирались, наши истребители и зенитчики уничтожали их на подходах, а тут в небе столицы зависла целая армада бомбовозов. Но лампочка на крыльце общежития горит, а как же светомаскировка? И воры-мародёры, залезшие в дом Марии, крайне сомнительны. Да, бывало, во время бомбардировок грабили богатые дома, но не общежития, тем более НКВД. Далее мы видим Кремль, и он совсем не замаскирован, но в начале войны его так прятали от вражеской авиации, так задрапировали и разукрасили под обычные жилые кварталы, что его было не узнать. Достоверна героиня Маша, достоверен Сергей Пускепалис в роли мудрого комиссара (подобных персонажей актёр сыграл множество), тактично через занавеску показана Матрона (Ольга Лапшина), очень достоверна очередь к ней. Но появление Сталина (Валерий Горин) в её комнате правдивую картинку нарушило, тем более что в то время, когда Главнокомандующий принимал решение эвакуироваться в Куйбышев или остаться в Кремле, блаженной Матроны в Москве не было. Получилась политическая «запендя»: якобы Сталин так перепугался, что пошёл к Матроне советоваться, как ему быть. И ясновидящая его успокоила: «Красный петух победит чёрного». Когда всё это изложено языком реалистического кино, то воспринимается как пропагандистская фальшивка. Причём спорящая с недавним фильмом про Зою Космодемьянскую: там Сталин остался в Москве благодаря Зое, а не Матроне.
Иосиф Сталин (Валерий Горин)
Сценаристы (в данном случае Елена Райская), побойтесь Бога! А зачем сцена с генералом Власиком, который пытался арестовать мальчика, жившего при Матроне, за то, что он нарисовал Сталина? Бред. Далее фильм из мистического превращается вдруг в военно-приключенческий и тоже совсем недостоверный, хотя все артисты вызывают и симпатию, и доверие. Артур Смольянинов убедителен в роли священнослужителя точно так же, как в роли офицера НКВД, который по заданию руководства рукоположен в сан священника. Сергей Колесников убедителен и как верный прихожанин, приютивший священника с Машей, и как честный крестьянин-патриот, вдруг из-за фашистской листовки, которую за ночь успели напечатать фашисты, поверивший в то, что батюшка (герой Смольянинова) не священник, а убийца священника, чем запутал меня, как зрителя, окончательно. Так же и коллега Марии из НКВД, которому она искренно симпатизировала, – он в начале фильма просил её позаботиться о его семье, что Маша и сделала. Но вдруг, столкнувшись с Марией на передовой, он её не узнал. И не только не узнал, но и приказал расстрелять вместе со священником-чекистом. Тут я окончательно перестал всерьёз думать о фильме и перспективах его прокатного успеха.
Он рассчитан на аудиторию 12+. Чем лента может привлечь взрослых, не понимаю. Подросткам она будет неинтересна, потому что в сценарии не заложено ни любви, что интересно девочкам, ни увлекательных приключений, которых ждут мальчики. Молодёжь насмотрелась качественных западных боевиков – чтобы аудиторию привлечь на свою сторону, нужно удивлять качеством и выдумкой, а не несуразицей.